ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ПЕДАГОГ 19 ВЕКА М.Б.ЧИСТЯКОВ - НАШ ВЫДАЮЩИЙСЯ ЗЕМЛЯК Чуть больше века прошло со дня смерти человека, чье имя и труды были известны всей читающей России, а сегодня лишь редкий специалист-гуманитарий, занимающийся историей педагогики или историей детской литературы, назовет его имя и вспомнит основные произведения. Кировчанам же, также за редчайшим исключением, имя этого человека – хотя о нем было несколько публикаций в районной газете – совершенно незнакомо. И это тем более обидно, ибо человек этот – Михаил Борисович Чистяков – наш земляк, уроженец села Воскресенское (ныне – укороченное имя этого древнего поселения звучит и пишется как Воскресенск). В исторической литературе до последнего времени, кроме даты и места рождения и имени отца, не публиковались данные о родителях и других воскресенских родственниках писателя. Лишь совсем недавно калужский архивист Л. А Бацанова отыскала краткие и пока отрывочные сведения. Отец писателя в документах числится священником Борисом Исаевым (где второе имя означает скорее не фамилию – их у приходского духовенства в это время еще почти не было – а отчество). Год его рождения – примерно 1775-1777. Далее источники сообщают лишь его семейное положение: женат на Марии (или Марфе) Ивановой (Ивановне) (ок. 1779-1822гг.) и имеет 4-х сыновей. В церкви с. Воскресенского служил с конца 1790-х гг. до 1826 г.(1) Сыновья сельского священника все пошли по духовной стезе и окончили духовные училища и семинарии, где уже числились не Исаевыми, а Чистяковыми. Из четверых братьев Чистяковых хорошо известны биографии только старшего, Ивана (1794 г. р.), сделавшего церковную карьеру и ставшего со временем архиепископом Илиодором, архиереем Курским и Белгородским, и младшего, Михаила, героя нашего повествования. Ефим Чистяков (1801 г. р.) после Калужской духовной семинарии учился в Москве в медико-хирургической академии, а его брат Василий (1805 г. р.) после окончания Калужского духовного училища учился в Рязанской духовной семинарии.(2) Вот таковы краткие сведения о семейном окружении будущего писателя в воскресенский период его жизни. О своем домашнем детстве Чистяков писал очень коротко и не скрывал, что решающую роль в его воспитании сыграли мать и няня. Именно они развили в нем доброту, сердечность и мягкость характера, которая впоследствии так привязывала к нему его учеников и учениц. Мягкая и лирическая среднерусская природа, молитвы и молебны в отцовском храме также сыграли решающую роль в духовном и психологическом развитии Чистякова-ребенка. В своей беллетризированной автобиографии, опубликованной в журнале «Пчела» в 1875 г., он писал: «Первоначальной школой для меня были природа и деревенская церковь. Я инстинктивно чувствовал, что в этих двух храмах, только в различных символах и образах, на различных языках, сообщается одно и то же божественное учение – дух мировой любви».(3) Детство и юность Чистякова были скитальческими: с 11 до 19 лет он учился в духовных и светских учебных заведениях в Калуге, Рязани, Москве и Новгороде, терпел немало нужды и лишений. Чем были вызваны скитания Чистякова по этим городам, остается только догадываться: возможно, его переводил из города в город его старший брат монах Илиодор, по крайней мере, именно в этих городах он проходил службу с 1820 по 1827 гг. на постах ректора семинарий и настоятеля монастырей.(4) Начетнический, оторванный от жизни и учета личности воспитанников характер преподавания в духовных училищах показывал будущему педагогу, как не надо воспитывать юношество, заложил в нем острое неприятие бурсацкого характера обучения и воспитания. Единственной светлой личностью, встреченной Чистяковым на ученическом пути, был преподаватель и литературный критик Н. И. Надеждин. Именно этот человек оказал значительное воздействие на умственное развитие Михаила Борисовича, пробудил его любовь к русскому языку и литературе. В 1828 г. Чистяков поступил на словесное отделение историко-филологического факультета Московского университета, где его гимназический учитель по Рязани Надеждин был уже профессором. Вместе с однокашниками Герценом, Белинским Чистяков слушал лекции кумиров молодежи того времени – Каченовского, Мерзлякова, Грановского, создал научно-литературный кружок – «общество одиннадцатого нумера».(5) В период учебы Чистяков показал блестящие способности, вот почему прогрессивные преподаватели хотели направить его в Германию с целью приготовления к профессорскому званию. Однако минпросовское начальство рассудило иначе и как «казеннокоштного» студента «заткнуло» его учителем русского языка в уездное училище белорусского городка Орши. Затем было училище в Полоцке, преподавание истории и статистики в Витебске и Могилеве. Лишь прослужив четыре года в национальной глубинке, Чистяков вырвался в Петербург. Здесь он несколько лет служил в 1-й и 3-й мужских гимназиях, затем более десятка лет преподавал русский язык и словесность в Павловском кадетском корпусе, Смольном институте, специальных классах Дворянского полка. С 1852 г. и почти до дня смерти был инспектором Николаевского сиротского института в Петербурге, с 1865 г. – председателем учебного комитета по учреждениям императрицы Марии.(6) Именно в 40-50-х годах происходит становление и развитие М. Б. Чистякова как человека «редкого по уму, образованию и честности, понимавшего просвещение широко и гуманно, смотрящего на него, как на самое светлое патриотическое дело страны». Михаил Борисович много пишет педагогических и беллетристических сочинений. Из учебно-педагогических его трудов назовем «Очерк теории изящной словесности» (1842), «Курс теории словесности» (две части, 1847), «Курс педагогики по программе женских институтов» (два издания, 1875). Эти сочинения были широко известны читающей публике, особенно студентам университетов, стали этапными в развитии учебной литературы. В них много рассыпано оригинальных идей, образовательных установок, написаны пособия доступным и образным языком, легким пером… В 1866 г. Министерство народного просвещения командировало Чистякова за границу для изучения организации детских садов по методу Фребеля, женских учительских семинарий и исправительно-воспитательных заведений. Результатом многомесячной работы в Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии стали обстоятельные статьи, опубликованные в «Журнале министерства» и отдельными изданиями. Много изменений ввел Михаил Борисович в своем Николаевском институте: реорганизовал подготовительное (малолетнее) отделение, открыл женское училище для детей с отклонениями и замедлением в развитии, по-новому была построена вся институтская программа. Идеи русского педагога, развивающие зарубежный опыт, стали основополагающими для общего и педагогического женского образования, организации различных типов заведений для детей. В 1851 г. при деятельном участии коллеги-педагога А. Е. Разина и своей жены Софии Афанасьевны (1827-1890) – писательницы и переводчицы – Чистяков основал и 15 лет издавал и редактировал «Журнал для детей», выходивший сначала еженедельно, а затем – ежемесячно. Этот журнал всеми исследователями считается лучшим детским продолжающимся изданием XIX века.(7) Периодическое издание гуманитарно-эстетического направления, свободное от сюсюканья и прописной морали, давало детям различных возрастов духовное, нравственное, историческое, естественно-научное и литературное чтение, взрастило несколько поколений русской интеллигенции, воспитывая в юных душах любовь и сострадание к человеку, животному, природе, истинные духовные ценности, любовь к слову, литературе, искусству, всему прекрасному и высокому. Как отмечалось одним из исследователей, «внутреннее идейное богатство содержания, при строгом выборе сюжетов, его разнообразие, простое и занимательное изложение, литературный язык – вот в чем сила этого журнала». За полтора десятилетия на страницах «Журнала для детей» было опубликовано огромное количество интересных статей исторического, этнографического, биографического характера, художественных материалов – повестей, рассказов, зарисовок, очерков. Однако в связи с материальными затруднениями Михаил Борисович в 1866 г. был вынужден прекратить издание журнала. Многочисленная семья требовала значительных средств для содержания, а источники были весьма скудны – государственное жалованье и скромные гонорары за литературные труды. Литературная и научно-педагогическая деятельность Чистякова продолжалась более полувека – с университетских лет до дня смерти. За это время Чистяков написал и опубликовал более 70 книг прозы – повестей, рассказов, сказок, очерков, научно-популярных изданий по этнографии, географии, истории для детей и юношества, причем многие книги через несколько лет после первого их издания переиздавались два-три раза.(8) Особенно популярными среди читателей 50-80-х гг. позапрошлого столетия были книги «Дитя», «Колосья», «Русские исторические рассказы», «Рассказы о былом», «Корни и плоды», «Из русского быта», «Рассказы для маленьких детей», «Повести и сказки», «Родное», «Лето». Вновь созданные детские произведения писателя регулярно публиковались, кроме чистяковского «Журнала для детей», в известных всей читающей России периодических изданиях – «Северной пчеле», «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения», «Семейных вечерах», «Задушевном слове», литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду» и других журналах. Книги Чистякова печатались довольно массовыми для того времени тиражами: 5-10-20 тыс. экз. и широко расходились по стране, проникая даже в отдаленные села и деревни. Еще одной отличительной особенностью детских книг Чистякова было их красочное оформление в цвете, начиная с художественной обложки и кончая иллюстрациями и заставками в тексте. Недаром, коллекции чистяковских изданий хранятся в крупнейших библиотеках России в фондах редкой книги. Литературные критики и читатели постоянно отмечали, что «выдающимся достоинством литературных произведений Чистякова следует признать необыкновенную простоту и ясность изложения».(9) Все художественные произведения Михаила Борисовича отличались высокой нравственной и патриотической направленностью, содержали богатейшую информацию для образования детства и юношества, были занимательны и увлекательны, написаны языком образным, эмоциональным. В 1885 г. столичная дума в ознаменование заслуг педагога присвоила Чистякову звание почетного гражданина Санкт-Петербурга, а 24 сентября того же года его не стало: он умер в усадьбе своей дочери в местечке Лышенцы, а похоронен был на Волковом кладбище в Петербурге. Протоиерей Розанов, выступая на панихиде по покойному, воздал должное человеку – «редкому по уму, образованию и честности». Русское образованное общество признало, что в лице Чистякова оно потеряло одного из «последних представителей философски образованной старой генерации педагогических деятелей – ряда Грановского, Пирогова, Ушинского, понимавших просвещение широко и гуманно, как самое светлое патриотическое дело страны».(10) На смерть Чистякова откликнулись обширными некрологами почти все литературно-художественные и общественно-политические журналы, а также многие петербургские и московские газеты. Анонимный автор некролога в «Историческом вестнике», скорбя об утрате выдающегося педагога и писателя, писал о чистоте идеалов Чистякова, пронесшего любовь к детству и детям через всю жизнь. Лучшим памятником этому благородному идеалисту признавались созданные им «Журнал для детей» и целая библиотека произведений для подрастающего поколения.(11)
На родине писателя в селе Воскресенск в ознаменование его юбилея планируется установить памятный знак. Г.П.Бауэр,
гл. хранитель Кировского
историко-краеведческого музея
А.А.Бауэр,
директор Кировского историко-
краеведческого музея ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Госархив Калужской области (далее –ГАКО), ф.33, оп. 1, д. 796, л.1-2.
2. Там же, д.3575, л.3.
3. Пчела: Русская иллюстрация.-1875. №7. – С.89-92.
4. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. –Спб.: 1877.- Стлб. 635, 638, 646; Дурново Н. Иерархия Всероссийской церкви. –Ч.1._ М.:1892. – С.89.
8. Наиболее полную библиографию изданий педагогических и художественных произведений М.Б.Чистякова см. Языков Д.Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, умерших в 1885г. – Вып.5. – Спб.:1889. – С. 144 – 147.
9. Чистяков М.Б. (некролог) // Журнал Министерства народного просвещения.- 1885.- Кн. 11. – С.122 – 123.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
249440 Калужская обл., г. Киров, ул. Ленина, 1 Директор музея: Бауэр Андрей Анатольевич Председатель регионального отделения Русского Географического общества
В размещаемой в Интернете информации с сайта обязательна ссылка на //kirmuseum.ucoz.ru!!!
Храм Александра Невского
Герб города
Храм рождества богородицы
Старый завод
Основной(неполный) перечень музеев Калужской области
Боровский историко-архитектурный музей
Военно-исторический музей "Зайцева гора"
Военно-исторический музей "Ильинские рубежи"
Военно-исторический музей 1941-1945 гг. "Кременки"
Калужский городской музей Боевой Славы
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского
Государственный музей маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Дом-музей К.Э.Циолковского
Жиздринский районный историко-краеведческий музей
Калужский областной краеведческий музей
Калужский областной художественный музей
Кировский городской историко-краеведческий музей
Козельский краеведческий музей с отделом "Оптина пустынь"
Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года
Малоярославецкий историко-краеведческий музей
Мосальский краеведческий музей
Музей "Поисковые работы"
Музей истории УВД Калужской области
Музей истории города Обнинска
Музей строителей Обнинска
Музей ремесла, архитектуры и быта
Музейный комплекс "Полотняный завод"
Тарусский краеведческий музей
Тарусский музей семьи Цветаевых
Тарутинский военно-исторический музей 1812 года
Юхновский районный краеведческий музей
Базовые заводы г.Кирова
Если вы едете в отпуск в Турцию, то можно просмотреть инфу отели турции. Неужели можно придумать подарок лучше, чем звезду на небе?!
Такая возможность для вас купить звезду только у нас.