г. Киров
Пятница, 29.03.2024, 15:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Калужская обл.Кировский историко-краеведческий музей
Главная Каталог статейРегистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [37]
Авторские статьи [16]
Авторские статьи
Форма входа
Поиск
храм



Старый завод

Вид на плотину


Никольский храм п. Жилино

Никольский храм п. Жилино


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Авторские статьи Бауэра А А » Авторские статьи

Мальцовское литье

Традиционным видом изделий, выпускавшихся на песоченском и других металлургических заводах мальцовского округа на протяжении полутора-двух веков – с середины XVIII века до конца 30-х гг. ХХ столетия – было печное литье. Ассортимент этого вида был устойчив на протяжении десятилетий и включал в себя несколько десятков изделий – плиты и колосники, дверки и полудверки, вьюшки, отдушины, заслонки и т. д. (1).

В связи с расширяющимся спросом этой категории изделий объемы производства печного литья на мальцовских заводах во 2-й пол. прошлого века постоянно росли. Так, если в 1860 г. на Верхнепесоченском горноплавильном заводе было отлито посудного и штучного литья (куда включался и печной ассортимент) 96771 пуд на сумму 135479 рублей, то через полвека, в 1906 году, чернового литья (готовых изделий) было отлито 362782 пуда на сумму 685838 рублей (2).

В целях повышения конкурентоспособности печного литья, выпускавшегося также многими другими заводами центра России, усиления эстетической привлекательности изделий во времена Ивана Акимовича Мальцова (30-40-е гг. XIX в.) вводятся художественные элементы декора, в т. ч. и для такого «косного», чисто утилитарного предмета, как печные дверки из чугуна.

Традиции художественного литья из чугуна утилитарных предметов и камерной скульптуры в мальцовском округе была, может быть, воспринята под воздействием уральских заводов, в первую очередь, каслинских, не ранее 1830-х гг. На момент перехода семейного заводского дела в руки Сергея Ивановича Мальцова (в 1849 г. он вышел в отставку в звании генерал-майора и поселился в родовом гнезде – селе Дятьково Брянского уезда) в округе действовало 9 металлургических заводов, да еще три основал новый владелец позже (3). Из этого числа две трети предприятий были чугунолитейными, и на них – в Песочне, Людинове, Сукремле, Ивано-Сергиеве, Любохне, Радице, Хотькове – отливали печное и кухонное литье в разнообразнейшем ассортименте, в т. ч. украшенные сюжетными и орнаментальными композициями дверки.

Чугунные изделия мальцовских заводов, в т. ч. и печные дверки, регулярно выставлялись владельцами на различных мануфактурных и торгово-промышленных выставках в России. За полвека чугунные изделия завоевали медалей: 10 золотых, 22 серебряных, 8 бронзовых, 1 свидетельство, 13 похвальных листов (4).

Изделия печного литья 30-80-х гг. XIX в. до нас не дошли, самые ранние из сохранившихся в музейных и частных коллекциях предметов относятся к концу XIX – нач. ХХ вв., т. е. к периоду Акционерного общества мальцовских заводов (1894-1918). Поэтому и анализировать мы будем только изделия этого периода и более позднего времени, помня об устойчивой традиционности в производстве печного и других видов литья.

Итак, украшение поля чугунной дверки различными рельефными изображениями позволяет отнести эти изделия в виду декоративно-прикладного искусства, к созданию которого причастны не только скульптор-модельщик, создающий модель будущего предмета, но и формовщик и даже чистильщик. Подготовку модельщиков вели все ремесленные училища, созданные С. И. Мальцовым в заводских селениях. К концу 1850-х гг. относится первое упоминание о лепной мастерской на Песоченском заводе, в которой изготавливали с рисунков фигурные формы для отливки предметов (5).

Представление о сюжетном и орнаментальном разнообразии художественных рельефов с печных дверок дают сохранившиеся в архивах и музеях каталоги и прейскуранты мальцовского акционерного общества (6), а также находящиеся в музейных и частных коллекциях и бытовом использовании предметы (7). Однако атрибутировать эти вещи, в силу их плохой сохранности и малого числа, весьма сложно. В это время на чугунных изделиях ставилось общее клеймо (товарный знак) в виде мальцовского родового герба (две скрещенные шпаги, между ними вверху восьмиконечная звезда). По окружности щита шла аббревиатура акционерного общества «АОМЗ» и сокращенное название завода, например «ПЗ» (Песоченский завод), или «МПЗ» (Мальцовский Песоченский завод). До создания АОМЗ (1894) чугунные изделия клеймились следующими клеймами: товарный знак с фамилией владельца и названием завода: «Песочня. Мальцов. з-д». Или «Людиново», «Мальцова, ЛЗ» или «СЗ» (Людиновский или Сукремльский заводы).

Как правило, дверки выпускались парными – большая (топочная) и поддувальная, или полудверка. По типу они делились на герметические (с наружным засовом-коромыслом) и простые (внутренняя щеколда закрывалась и открывалась снаружи ручкой-вертушкой, или костылкой). В свою очередь, герметические состояли из следующих групп, или образцов: одесская, ковенская, московская, двинская, рижская, петербургская (8).

Подтипами простой дверки был комплект из большой и поддувальной дверок в одной раме размером 44х33 см и 40х29 см. Каталог печного литья и сохранившиеся в натуре изделия свидетельствуют, что именно эти предметы несут наибольшую декоративно-художественную нагрузку в виде орнамента и сюжетных сценок. Вот названия сюжетов (в моем авторском наименовании – в прейскуранте они стоят под номерами) некоторых таких дверок: «Охотник на охоте», «Пастораль», «Всадник с нагайкой», «Ездок на ослике», «Схватка львов», «Отливка чугунных изделий на заводе», «В кузнице», «Катание на санках», «Античная квадрига» и ряд других жанровых сценок. При минимуме художественных средств достигается значительный эстетический результат: дверки с сюжетными композициями хочется рассматривать и любоваться ими, как настоящими произведениями искусства. Забываешь даже, что перед тобой массивная утилитарная вещь – чугунная дверь для печи.

Исключительный декоративный эффект достигается использованием различных типов орнамента – растительного и геометрического. Сочетание разнообразных орнаментальных форм – розеток и линий, веток и цветов, шнуровых и простых линеек и кантов, гроздьев и листков деревьев, различных вычурных картушей создает удивительное впечатление. Ну и, несомненно, этот эффект усиливается при сочетании жанровых сюжетов с орнаментальными элементами, а также в композициях типа «натюрморт». Например, в «Военном натюрморте», где композиция состоит из перекрещивающихся ружья и сабли в ножнах и наложенных на них кирасы и подсумка. Все это в единую композицию объединяют растительный («лавровый») венок по окружности натюрморта и изощренно извивающаяся лента. Композиция обрамлена по периметру дверки орнаментальным фризом, состоящим из четырех различных декоративных элементов.

Оригинальна дверка с натюрмортной композицией «Виноградная лоза»: из античной вазы в центре, стоящей на архитектурном сооружении, символизирующем усадебный пилон, в обе стороны вьется длинная лоза, причудливыми изгибами занимающая боковое пространство композиции. Все изображение заключено в две рамки: линейную и орнаментированную в виде двойной широкой сплетенной ленты.

К печному литью относятся и каминные решетки, вернее будет сказать, чугунные камины в сборе, напоминающие раннесредневековую резьбу по камню Владимиро-Суздальской земли. Утонченное и изящное ажурное литье, состоящее из многих десятков декоративных элементов – от простейших геометрических до сложных фигур (голова льва, грифон, амурчик и др.) вызывает представление о чем-то легком, невесомом. На самом деле, впечатление это обманчивое: каждый камин, в зависимости от типа, весит от трех до семи пудов (48 и 112 кг) при весьма внушительных размерах (101х88 см, 66х57 см).

В нач. ХХ в. мальцовское акционерное общество стало производить на своих чугунолитейных заводах несколько типов новых отопительных приборов – печи «Метеор», колонки круглые простые и двойного действия, декоративные печи из радиаторов «Альфа» с подогревательным шкафом и некоторые другие, в оформлении которых использовались художественные элементы, позволяющие их также причислить к произведениям прикладного искусства.

В советское время, в связи с перепрофилированием бывших мальцовских металлургических заводов на выпуск санитарно-технической и строительной продукции, а также производственной номенклатуры группы «А» (средства производства), изготовление печного и другого художественного литья постепенно к концу 1930-х гг. сошло на нет (9). Однако в 1990-е гг., под воздействием рыночного спроса,  ОАО «Кировский завод» (бывший Песоченский чугунолитейный), ОАО «Кронтиф» (бывший Сукремльский) и ряд других бывших мальцовских предприятий возобновили производство художественного литья (камины, намогильные памятники и пр.), среди которого появляются и предметы печного литья, декорированные сюжетными и орнаментальными композициями.

 

Примечания:

1. См. Бауэр А. А. Печное литье как произведение искусства //Знамя труда (Киров), 1998, 25 июня; Он же. Песоченское печное литье //Приокская газ., 1998. - № 48. – С. 6.

2. ГАБО, ф. 105 (ОДФ), оп. 2, д. 162, л. 44об.

3. См. Серебряков Г. Ф. Развитие промышленности Мальцовского округа: Ист. оч. – М., 19. – С. 78.

4. ГАБО, ф. 105 (ОДФ), оп. 2, д. 88, л. 3.

5. См. Тарасенков И. Обозрение фабричной и заводской промышленности Калужской губернии // ПККГ на 1861 г. – Калуга, 1861. – С. 224.

6. ГАБО, ф. 105 (ОДФ), оп. 2, д. 88 (Илл. прейскурант памятников, крестов и решеток АОМЗ).

7. Из музейных собраний бывшего Мальцовского округа печное литье представлено в коллекциях: Народный музей истории  ОАО «Людиновотепловоз» (8 ед.); Кировский городской историко-краеведческий музей (45 ед.); Музей истории пос. Ивот (4 ед.); Музей истории пос. Бытошь (7 ед.); музей истории  ОАО «Кронтиф» (Людиново) – 10 ед.); Ист. выставка  ОАО «Кировский завод».

По нескольку предметов печного художественного литья мальцовских заводов также представлено в музеях Калуги: обл. краеведческом; Доме-музее мастеров; Музее ремесла, архитектуры и быта; Брянска (обл. краевед. музей) и Дятькова (район. краевед. музей), а также в частных коллекциях Г. Е. Савина, А. Н. Мохначева (Киров).

8. Илл. прейскурант чугунного литья АОМЗ. – СПб., 1913 (Нар. музей истории  ОАО «ЛТЗ»).

См. приложения № 1-7 к наст. работе.

9. Еще в 1920 г. Песоченский завод изготовил чугунных изделий 49134 пуда, из них печного литья – 16427 пудов, или 33,4% от всего объема производства //ГАБО, ф. Р-287, оп. 1, д. 204, л. 37.

10. Выражаю признательность за ценные советы и помощь в работе Н. И. Ерохиной и С. А. Чепуркину (Людиново), В. П. Шойко (Ивот), М. Л. Герчикову (Бытошь), В. А. Ткаченко (Калуга), В. В. Хухареву (Тверь), В. В. Жукову, А. Н. Мохначеву (Киров).       

Категория: Авторские статьи | Добавил: Gladius (29.07.2011)
Просмотров: 4670 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
249440 Калужская обл., 
г. Киров, ул. Ленина, 1

Директор музея:
Б
ауэр
Андрей
А
натольевич
Председатель регионального
отделения Русского
Географического общества

тел. (48456)56659
т/ф (48456)56902

моб 89605249055
kikm@mail.ru


В размещаемой в Интернете
 информации с сайта
 
обязательна ссылка
на //kirmuseum.ucoz.ru
!!!
храм александра невского

Храм Александра Невского


герб города

Герб города


храм рождества богородицы

Храм рождества богородицы


Старый завод

Старый завод


валютный информер
О
сновной(неполный) перечень музеев Калужской области


Боровский историко-архитектурный музей
Военно-исторический музей "Зайцева гора"
Военно-исторический музей "Ильинские рубежи"
Военно-исторический музей 1941-1945 гг. "Кременки"
Калужский городской музей Боевой Славы
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского
Государственный музей маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Дом-музей К.Э.Циолковского
Жиздринский районный историко-краеведческий музей
Калужский областной краеведческий музей
Калужский областной художественный музей
Кировский городской историко-краеведческий музей
Козельский краеведческий музей с отделом "Оптина пустынь"
Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года
Малоярославецкий историко-краеведческий музей
Мосальский краеведческий музей
Музей "Поисковые работы"
Музей истории УВД Калужской области
Музей истории города Обнинска
Музей строителей Обнинска
Музей ремесла, архитектуры и быта
Музейный комплекс "Полотняный завод"
Тарусский краеведческий музей
Тарусский музей семьи Цветаевых
Тарутинский военно-исторический музей 1812 года
Юхновский районный краеведческий музей
Базовые заводы г.Кирова
Если вы едете в отпуск в Турцию, то можно просмотреть инфу отели турции. Неужели можно придумать подарок лучше, чем звезду на небе?!
Такая возможность для вас купить звезду
только у нас.
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz