Традиционным видом изделий, выпускавшихся на песоченском и
других металлургических заводах мальцовского округа на протяжении полутора-двух
веков – с середины XVIII века до конца 30-х гг. ХХ столетия – было печное литье. Ассортимент
этого вида был устойчив на протяжении десятилетий и включал в себя несколько
десятков изделий – плиты и колосники, дверки и полудверки, вьюшки, отдушины,
заслонки и т. д. (1).
В связи с расширяющимся спросом этой категории изделий
объемы производства печного литья на мальцовских заводах во 2-й пол. прошлого
века постоянно росли. Так, если в 1860 г. на Верхнепесоченском горноплавильном
заводе было отлито посудного и штучного литья (куда включался и печной
ассортимент) 96771 пуд на сумму 135479 рублей, то через полвека, в 1906 году,
чернового литья (готовых изделий) было отлито 362782 пуда на сумму 685838 рублей
(2).
В целях повышения конкурентоспособности печного литья,
выпускавшегося также многими другими заводами центра России, усиления
эстетической привлекательности изделий во времена Ивана Акимовича Мальцова
(30-40-е гг. XIX в.) вводятся художественные элементы декора, в т. ч. и для
такого «косного», чисто утилитарного предмета, как печные дверки из чугуна.
Традиции художественного литья из чугуна утилитарных
предметов и камерной скульптуры в мальцовском округе была, может быть,
воспринята под воздействием уральских заводов, в первую очередь, каслинских, не
ранее 1830-х гг. На момент перехода семейного заводского дела в руки Сергея
Ивановича Мальцова (в 1849 г.
он вышел в отставку в звании генерал-майора и поселился в родовом гнезде – селе
Дятьково Брянского уезда) в округе действовало 9 металлургических заводов, да
еще три основал новый владелец позже (3). Из этого числа две трети предприятий
были чугунолитейными, и на них – в Песочне, Людинове, Сукремле, Ивано-Сергиеве,
Любохне, Радице, Хотькове – отливали печное и кухонное литье в разнообразнейшем
ассортименте, в т. ч. украшенные сюжетными и орнаментальными композициями
дверки.
Чугунные изделия мальцовских заводов, в т. ч. и печные
дверки, регулярно выставлялись владельцами на различных мануфактурных и торгово-промышленных
выставках в России. За полвека чугунные изделия завоевали медалей: 10 золотых,
22 серебряных, 8 бронзовых, 1 свидетельство, 13 похвальных листов (4).
Изделия печного литья 30-80-х гг. XIX в. до нас не
дошли, самые ранние из сохранившихся в музейных и частных коллекциях предметов
относятся к концу XIX – нач. ХХ вв., т. е. к периоду Акционерного общества
мальцовских заводов (1894-1918). Поэтому и анализировать мы будем только
изделия этого периода и более позднего времени, помня об устойчивой
традиционности в производстве печного и других видов литья.
Итак, украшение поля чугунной дверки различными рельефными
изображениями позволяет отнести эти изделия в виду декоративно-прикладного
искусства, к созданию которого причастны не только скульптор-модельщик,
создающий модель будущего предмета, но и формовщик и даже чистильщик.
Подготовку модельщиков вели все ремесленные училища, созданные С. И. Мальцовым
в заводских селениях. К концу 1850-х гг. относится первое упоминание о лепной
мастерской на Песоченском заводе, в которой изготавливали с рисунков фигурные
формы для отливки предметов (5).
Представление о сюжетном и орнаментальном разнообразии
художественных рельефов с печных дверок дают сохранившиеся в архивах и музеях
каталоги и прейскуранты мальцовского акционерного общества (6), а также
находящиеся в музейных и частных коллекциях и бытовом использовании предметы
(7). Однако атрибутировать эти вещи, в силу их плохой сохранности и малого
числа, весьма сложно. В это время на чугунных изделиях ставилось общее клеймо
(товарный знак) в виде мальцовского родового герба (две скрещенные шпаги, между
ними вверху восьмиконечная звезда). По окружности щита шла аббревиатура
акционерного общества «АОМЗ» и сокращенное название завода, например «ПЗ»
(Песоченский завод), или «МПЗ» (Мальцовский Песоченский завод). До создания
АОМЗ (1894) чугунные изделия клеймились следующими клеймами: товарный знак с
фамилией владельца и названием завода: «Песочня. Мальцов. з-д». Или «Людиново»,
«Мальцова, ЛЗ» или «СЗ» (Людиновский или Сукремльский заводы).
Как правило, дверки выпускались парными – большая (топочная)
и поддувальная, или полудверка. По типу они делились на герметические (с
наружным засовом-коромыслом) и простые (внутренняя щеколда закрывалась и
открывалась снаружи ручкой-вертушкой, или костылкой). В свою очередь,
герметические состояли из следующих групп, или образцов: одесская, ковенская, московская,
двинская, рижская, петербургская (8).
Подтипами простой дверки был комплект из большой и
поддувальной дверок в одной раме размером 44х33 см и 40х29 см. Каталог печного
литья и сохранившиеся в натуре изделия свидетельствуют, что именно эти предметы
несут наибольшую декоративно-художественную нагрузку в виде орнамента и
сюжетных сценок. Вот названия сюжетов (в моем авторском наименовании – в
прейскуранте они стоят под номерами) некоторых таких дверок: «Охотник на
охоте», «Пастораль», «Всадник с нагайкой», «Ездок на ослике», «Схватка львов»,
«Отливка чугунных изделий на заводе», «В кузнице», «Катание на санках»,
«Античная квадрига» и ряд других жанровых сценок. При минимуме художественных
средств достигается значительный эстетический результат: дверки с сюжетными
композициями хочется рассматривать и любоваться ими, как настоящими
произведениями искусства. Забываешь даже, что перед тобой массивная утилитарная
вещь – чугунная дверь для печи.
Исключительный декоративный эффект достигается
использованием различных типов орнамента – растительного и геометрического.
Сочетание разнообразных орнаментальных форм – розеток и линий, веток и цветов,
шнуровых и простых линеек и кантов, гроздьев и листков деревьев, различных
вычурных картушей создает удивительное впечатление. Ну и, несомненно, этот
эффект усиливается при сочетании жанровых сюжетов с орнаментальными элементами,
а также в композициях типа «натюрморт». Например, в «Военном натюрморте», где
композиция состоит из перекрещивающихся ружья и сабли в ножнах и наложенных на
них кирасы и подсумка. Все это в единую композицию объединяют растительный
(«лавровый») венок по окружности натюрморта и изощренно извивающаяся лента.
Композиция обрамлена по периметру дверки орнаментальным фризом, состоящим из
четырех различных декоративных элементов.
Оригинальна дверка с натюрмортной композицией «Виноградная
лоза»: из античной вазы в центре, стоящей на архитектурном сооружении,
символизирующем усадебный пилон, в обе стороны вьется длинная лоза,
причудливыми изгибами занимающая боковое пространство композиции. Все
изображение заключено в две рамки: линейную и орнаментированную в виде двойной
широкой сплетенной ленты.
К печному литью относятся и каминные решетки, вернее будет
сказать, чугунные камины в сборе, напоминающие раннесредневековую резьбу по
камню Владимиро-Суздальской земли. Утонченное и изящное ажурное литье,
состоящее из многих десятков декоративных элементов – от простейших
геометрических до сложных фигур (голова льва, грифон, амурчик и др.) вызывает
представление о чем-то легком, невесомом. На самом деле, впечатление это
обманчивое: каждый камин, в зависимости от типа, весит от трех до семи пудов
(48 и 112 кг)
при весьма внушительных размерах (101х88 см, 66х57 см).
В нач. ХХ в. мальцовское акционерное общество стало производить
на своих чугунолитейных заводах несколько типов новых отопительных приборов –
печи «Метеор», колонки круглые простые и двойного действия, декоративные печи
из радиаторов «Альфа» с подогревательным шкафом и некоторые другие, в
оформлении которых использовались художественные элементы, позволяющие их также
причислить к произведениям прикладного искусства.
В советское время, в связи с перепрофилированием бывших
мальцовских металлургических заводов на выпуск санитарно-технической и
строительной продукции, а также производственной номенклатуры группы «А»
(средства производства), изготовление печного и другого художественного литья
постепенно к концу 1930-х гг. сошло на нет (9). Однако в 1990-е гг., под
воздействием рыночного спроса, ОАО
«Кировский завод» (бывший Песоченский чугунолитейный), ОАО «Кронтиф» (бывший
Сукремльский) и ряд других бывших мальцовских предприятий возобновили
производство художественного литья (камины, намогильные памятники и пр.), среди
которого появляются и предметы печного литья, декорированные сюжетными и
орнаментальными композициями.
Примечания:
1. См.
Бауэр А. А. Печное литье как произведение искусства //Знамя труда (Киров),
1998, 25 июня; Он же. Песоченское печное литье //Приокская газ., 1998. - № 48.
– С. 6.
2. ГАБО, ф. 105 (ОДФ), оп. 2, д. 162, л. 44об.
3. См.
Серебряков Г. Ф. Развитие промышленности Мальцовского округа: Ист. оч. – М.,
19. – С. 78.
4. ГАБО, ф. 105 (ОДФ), оп. 2, д. 88, л. 3.
5. См.
Тарасенков И. Обозрение фабричной и заводской промышленности Калужской губернии
// ПККГ на 1861 г.
– Калуга, 1861. – С. 224.
6. ГАБО, ф. 105 (ОДФ), оп. 2, д. 88 (Илл. прейскурант
памятников, крестов и решеток АОМЗ).
7. Из музейных собраний бывшего Мальцовского округа печное
литье представлено в коллекциях: Народный музей истории ОАО «Людиновотепловоз» (8 ед.); Кировский
городской историко-краеведческий музей (45 ед.); Музей истории пос. Ивот (4
ед.); Музей истории пос. Бытошь (7 ед.); музей истории ОАО «Кронтиф» (Людиново) – 10 ед.); Ист.
выставка ОАО «Кировский завод».
По нескольку предметов печного художественного литья
мальцовских заводов также представлено в музеях Калуги: обл. краеведческом;
Доме-музее мастеров; Музее ремесла, архитектуры и быта; Брянска (обл. краевед.
музей) и Дятькова (район. краевед. музей), а также в частных коллекциях Г. Е.
Савина, А. Н. Мохначева (Киров).
8. Илл. прейскурант чугунного литья АОМЗ. – СПб., 1913 (Нар.
музей истории ОАО «ЛТЗ»).
См. приложения № 1-7 к наст. работе.
9. Еще в 1920
г. Песоченский завод изготовил чугунных изделий 49134
пуда, из них печного литья – 16427 пудов, или 33,4% от всего объема
производства //ГАБО, ф. Р-287, оп. 1, д. 204, л. 37.
10. Выражаю признательность за ценные советы и помощь в
работе Н. И. Ерохиной и С. А. Чепуркину (Людиново), В. П. Шойко (Ивот), М. Л.
Герчикову (Бытошь), В. А. Ткаченко (Калуга), В. В. Хухареву (Тверь), В. В.
Жукову, А. Н. Мохначеву (Киров).
|