Бауэр А. А.
Созданное трудами трех поколений русских предпринимателей
Мальцовых и их многочисленных рабочих на протяжении с конца XVIII и всего XIX столетия
оригинальное русское дело, названное современниками и исследователями
«Мальцовским промышленным округом», сейчас привлекает повышенное внимание
ученых, краеведов, музейщиков, архивистов. Построенные и купленные Мальцовыми у
других владельцев фабрики, заводы, земли состояли в трех смежных уездах трех
губерний – Калужской (Жиздринский уезд), Орловской (Брянский), Смоленской
(Рославльский уезд) и обнимали пространство в 6 тыс. кв. км: население округа в
разное время составляло от 150 до 200 тыс. чел. (1)
По своему характеру мальцовское дело представляло собой
сложнейший комбинат, или раннекапиталистический трест, объединявший более 20
различных производств: чугунолитейное, железоделательное, гвоздильное,
машиностроение, фаянсовое, стекольное, хрустальное, эмалировочное, лесопильное,
смолоскипидарное, бумажное, серное, содовое, кожевенное, полотняное, цементное,
кирпичное, парафиновое, винокуренное, сахарно-рафинадное, горно-сырьевое
(добыча угля, руды, др. материалов), железнодорожный и водный транспорт (2).
Когда в 1875
г. С. И. Мальцов в целях содержания и развития своих
производств создал промышленно-торговое товарищество (МПТТ), то под юрисдикцию
товарищества перешли колоссальные богатства: 11 заводов металлообрабатывающих и
механических, 8 фабрик по изготовлению стекла и хрусталя, 4 завода винокуренных
и пивоваренных, а также 101 дом в разных городах, узкоколейная железная дорога
протяженностью в 200 верст, 150 верст шоссе, 14 домов и складов в 12 важнейших
городах России, 21 сельскохозяйственный хутор, 41 мельница, 5 трактиров, 4
питейных заведения, 45 лавок и 3 торговые будки, 16 постоялых дворов, 115
смологонных и 26 угольных печей, станция в Брянске, шахта, товариществу перешло
более чем 200 тыс. десятин земли (3).
Ассортимент товаров, выпускавшихся на мальцовских заводах и
фабриках, огромен и исчисляется многими сотнями названий. Значительная его
часть была предназначена для потребления основными сословиями дореволюционной
России – сельским крестьянством и городским мещанством. Поэтому сбыт
произведенных товаров всегда был в центре внимания промышленников. Уже при
Иване Акимовиче Мальцове в первой трети XIX века начинает складываться торговая
организация, расцвет которой приходится на время Сергея Ивановича Мальцова –
60-80-е гг. XIX в. Началась она с нескольких торговых контор, или
«торговель», открытых в самых важных центрах России, и ко времени создания МПТТ
(1875 г.)
имелось 12 контор по сбыту мальцовских товаров: в Санкт-Петербурге, Киеве,
Харькове, Риге, Херсоне, Кременчуге, Екатеринославе, Пинске, Ростове-на-Дону,
Орле, Одессе, Нижнем Новгороде. Кроме собственной торговли, Товарищество имело
в центральных и южных губерниях России широкую сеть комиссионеров, доводивших
мальцовские товары практически до каждого частного потребителя. Основных
покупателей – крестьянство и мещан – устраивала и известная консервативность и
стабильность потребительских свойств мальцовских изделий, при непременном
высоком их качестве. Объемы ежегодных продаж мальцовских товаров через
собственную торговую сеть и комиссионеров достигли в пик наивысшего подъема
округа – во второй половине 1870-х гг. – суммы в 3,5 млн. руб. при балансовой
оценке стоимости всей собственности Товарищества в 16 млн. руб. (4)
Успешному продвижению разнообразного товара из хрусталя и
стекла способствовал договор, который в 1854 г. С. И. Мальцов заключил со своим
двоюродным братом, владельцем Гусевских хрустальных и стеклянных производств во
Владимирской губернии, Иваном Сергеевичем Мальцовым. Суть этого договора
состояла в дележе рынков сбыта между двумя крупнейшими русскими
производителями: брянский, или дятьковский, товар промышленники согласились
реализовывать в центральных и южных губерниях, а гусевский хрусталь и стекло –
в обеих столицах, восточных губерниях России. Это соглашение было негласным,
однако оно безукоризненно выполнялось вплоть до середины 1880-х гг., пока
делами товарищества управлял С. И. Мальцов (5).
После почти десятилетнего периода кризиса, в 1894 году, было
создано Акционерное общество мальцовских заводов, которое за 9,5 млн. руб.
купило у государства всю собственность бывшего МПТТ. Акционерное общество
(АОМЗ) не только сохранило, но и расширило торговую сеть мальцовских
производств. На рубеже XIX-XX вв. акционеры открыли
торговые отделения в Москве, Самаре, Иркутске, Омске, Ташкенте, Тифлисе. Неуклонно
расширяясь, мальцовская торговая сеть приобретала все более сложную
организационную структуру. В 1895
г. создается специальный торговый отдел, направляющий
всю деятельность контор (6). С 1901
г. ежегодно начинают проводиться съезды заведующих конторами,
на которых обсуждались вопросы качества изделий, анализировалась рыночная
конъюнктура и торговая практика.
В начале ХХ в. в штатах торговых отделений появились
вояжеры, в установленных для них районах периодически объезжавшие всех
значительных торговцев. Для сбыта разнообразной продукции АОМЗ прибегло к
сочетанию оптовой торговли с розничной, что являлось одним из важнейших средств
привлечения широкой массы покупателей. Потребности розничной торговли привели к
открытию почти при всех конторах многочисленных магазинов и лавок с большим
штатом служащих.
В отличие от мальцовского отраслевого и товарного
универсализма предприниматель в четвертом поколении М. С. Кузнецов
специализировался на производстве фарфорово-фаянсовых изделий. Наследовав от
отца два завода – Рижский и Дулевский – он за полвека построил еще два –
Будский и Славянский в Харьковской губернии, приобрел известные заводы
Гарднера, Ауэрбаха, Карякина и Рахманова. В 1899 г. он арендовал у АОМЗ,
а в 1911 г.
купил Песоченскую фаянсовую фабрику в Жиздринском уезде Калужской губернии
(ныне – ЗАО «Кировская керамика») (7).
С 1 января 1889
г. начало свою работу Товарищество производства
фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова с основным капиталом в 3 млн.
руб. (8)
На фабриках Товарищества вырабатывалась фарфоровая и
фаянсовая посуда многих сотен наименований, различных фасонов и величин,
майоликовые и терракотовые украшения для отделки зданий и интерьеров, печи,
камины, художественные изделия, в том числе фигуры, вазы, панно, фарфоровые
иконостасы, санитарно-технические и санитарно-бытовые изделия, электроизоляторы
и многое другое. Если в 1892
г. фабрики Кузнецова вырабатывали товара до 50 млн. штук
на 3 млн. руб., то уже в 1900
г. объем валового производства вырос на 20 % (до 60 млн.
шт.), а в денежном исчислении – в два раза (до 6 млн. руб.). Такая динамика
сохранялась вплоть до революции 1917
г. и национализации предприятия в 1918 г., т. е. за 10 лет
оборот кузнецовской фирмы удваивался в денежном выражении (9).
В чем же была сила кузнецовского фарфора и фаянса, почему
кузнецовские изделия победно шествовали по России и даже успешно проникали на
восточные рынки? Традиции кузнецовских фабрик сложились в конце XIX в.
и определялись широтой коммерческой постановки дела. Матвей Сидорович Кузнецов
оперативно реагировал на новые веяния, следил и выполнял конъюнктуру рынка:
улавливал все меняющиеся в обществе настроения и колебания вкусов. Стремление
кузнецовской фирмы ко всеохватности рынка приводило к поразительной эклектике
ассортимента, что говорило о жизнестойкости и восприимчивости ко всему новому. Кроме
того, Кузнецов использовал превосходное сырье и материалы, в том числе многие
ввозил из-за границы, благодаря чему товарный и художественный вид его изделий
был одним из лучших в керамической отрасли России (10).
За это высочайшее качество своих изделий Товарищество М. С.
Кузнецова во 2-й пол. XIX
– нач. XX вв. получало
немало наград на Всероссийских, международных и даже Всемирных выставках –
золотые медали, похвальные отзывы, право изображать государственный герб.
Товарищество стало поставщиком Императорского Двора, а сам М. С. Кузнецов за
заслуги перед отечественной промышленностью получил звание потомственного
почетного гражданина (1870), коммерции советника, неоднократные высочайшие
благодарности, награжден орденами Станислава и Анны 3 степени за представленную
экспозицию на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. президент Франции
удостоил русского фабриканта ордена Почетного легиона (11).
Подобно своему старшему современнику С. И. Мальцову, М. С.
Кузнецов создал разветвленную торговую сеть по продаже своих изделий. В обеих
столицах было по два «фирменных» кузнецовских магазина, осуществлявших
розничную торговлю. Рынки сбыта завоевали и постоянно боролись за свою нишу
оптовые склады и торговли: в Петербурге, Москве, Харькове, Риге,
Ростове-на-Дону, Одессе, Варшаве, Киеве, Славянске, Казани, Самаре, Астрахани,
Тюмени, на всех крупных внутренних ярмарках – Нижегородской, Ирбитской,
Симбирской и др. (12)
Из отчета Товарищества для каталога Всемирной Парижской
выставки 1900 г.
можно узнать структуру объемов продаж кузнецовского товара. Так, на
внутрироссийском рынке от всего объема в 6 млн. руб. продавалось изделий на 5,5
млн. руб., из них в центральных и восточных губерниях – на 1800 тыс. руб.,
южных губерниях – на 1600 тыс. руб., северных губерниях – на 800 тыс. руб.,
Польше и Прибалтийском крае – на 700 тыс. руб., Кавказе и Закавказье – на 200
тыс. рублей.
Агрессивная маркетинговая политика привела к закреплению
кузнецовской фирмы на рынках Переднего Востока: в Персии, Средней Азии и Бухаре
продавалось товара на 200 тыс. руб., в Турции – на 100 тыс. руб., в Болгарии и
Румынии – на 20 тыс. рублей. Есть данные, относящиеся ко 2-му десятилетию ХХ
в., о том, что кузнецовский фарфор успешно стал конкурировать и завоевывать
свою нишу в Афганистане и даже Китае (13).
В советское время, когда в условиях плановой экономики
работники отечественных, в том числе и бывших мальцовских и кузнецовских
предприятий, были заинтересованы не в продаже своих изделий, а только в их
производстве и передаче на склады, качество выпускаемых товаров достигло
критической черты, что повсеместно, уже в условиях рыночных реформ в России,
приводило к их неконкурентоспособности. Отсюда – банкротство и ликвидация
многих тысяч предприятий, не вписавшихся в рыночную экономику.
Однако большинство мальцовских и кузнецовских предприятий, в
том числе и кировские заводы, выжили в этот начальный период реформ и успешно
устроились в своей рыночной нише, выпуская высококачественные товары,
пользующиеся повышенным спросом потребителей. Склады кировских заводов пусты,
все товары разбираются постоянными клиентами, можно сказать, на выходе из
производственных цехов. И немалую роль в успешном освоении рынка бывшими
мальцовскими и кузнецовскими предприятиями сыграло усвоение ими опыта и
традиций лучших представителей отечественного бизнеса XIX столетия.
Примечания:
1. Госархив Брянской области (ГАБО), ф. 105 (ОДФ), оп. 1, д.
20А, л. 7об. – 15.
2. Кировский историко-краеведческий музей (КИКМ). Дозорцев
С. С. Особенности развития монополистических предприятий в промышленности
России: Рукоп. дисс. канд. ист. наук. Л., 1973 /КП № 1001/ - Л.л. 33-34.
3. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф.
1291, оп. 66, д. 21, лл. 37-39; См. также: Субботин А. П. Мальцовский заводской
район. – СПб., 1892. – С. 30.
4. См.
Гиндин И. Ф. Государственный банк и экономическая политика царского
правительства (1861-1892). – М.: 1960. – С. 229.
5. См.
Ульянова Г. Н. Мальцовы: двести лет на российском рынке //Мальцовский мир:
научн. сб. – В. 1. – Киров, 1999. – С. 16.
6. КИКМ, КП № 1001, лл. 42-43.
7. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ), ф. 337,
оп. 2, д. 14, л.
24-25об.
8. Там же, д. 1, лл. 1-4.
9. Там же, д. 420, т. 3, л. 277.
10. Более подробно о кузнецовском предпринимательстве см.:
Токмаков И. Ф. Историко-статистические сведения о производстве фарфоровых и
фаянсовых изделий М. С. Кузнецова //Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и
археологическое описание г. Дмитрова. – М.: 1893. – Приложение; Андреева Л.
Советский фарфор. 1920-1930-е гг. – С. 8-14; Мусина Р. Р. Марки кузнецовского
фарфора //Музей-8. – М.: 1987. – С. 66-77; Русский торгово-промышленный мир
/Авт. текста П. А. Примаченко. – М.: 1993. – С. 205-211.
11. ЦИАМ, ф. 337, оп. 2, д. 7, т. 2, лл. 15, 238.
12. Там же, д. 420, т. 3, лл. 1-8.
13. Там же, д. 7, ч. 2, лл. 211об. – 215.
|