Андрей Анатольевич Бауэр
Директор Кировского историко-краеведческого музея
(г. Киров Калужской обл.)
Архиепископ Илиодор (Чистяков Иван Борисович) родился 25 сентября 1796г. в селе Воскресенское Жиздринского уезда Калужской губернии (ныне это село Воскресенск Кировского района) в семье сельского священника Бориса Исаева (Исаев, скорее, не фамилия, а отчество). В 1813-1816 гг. Иван Чистяков учился в Калужской духовной семинарии, после окончания которой в 1816г. поступил в Московскую духовную академию (МДА). Впрочем, наверное, еще до семинарии Иван учился в одном из уездных духовных училищ, либо в Мещовске, либо в Калуге.
Выпуск, в котором учился Иван Чистяков, был всего вторым после создания МДА в 1814г. Троице-Сергиевой лавре. Вместе с ним академию закончили со степенью магистра еще 18 человек. Ректором МДА был в это время (1816-1819 гг.) архимандрит Филарет (Амфитеатров), затем епископ Калужский и Боровский (1819-1825гг.), умерший в 1857г. в сане митрополита Киевского и Галицкого и ныне канонизированный в качестве общерусского святого.
18 сентября 1820г. Иоанн Чистяков определен инспектором и профессором церковной истории в Костромскую духовную семинарию, в таковой должности пребывал до 5 сентября 1822г. По приезде в Кострому он был пострижен в монашество, а затем вскоре рукоположен во диакона, а затем во иерея (январь 1821г.).
Однако, прослужив в Костроме менее двух лет, иеромонах Илиодор в сентябре 1822г. был назначен инспектором Московской Духовной семинарии, а также профессором философии. 22 августа 1823г. иером. Илиодор был назначен ректором Рязанской духовной семинарии и одновременно преподавателем догматического и нравственного богословия. При ректорстве Илиодора в семинарии учился его младший брат Михаил Борисович Чистяков (1809-1885), ставший со временем выдающимся педагогом и детским писателем.
Одновременно в Рязани Илиодор в сане игумена настоятельствовал в Свято-Иоанно-Богословском монастыре (с 4 мая 1824г. по 15 мая 1825г.). 6 июля 1825г. Илиодор был посвящен в сан архимандрита, а с мая 1825г. стал настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Рязани. Одновременно он являлся благочинным монастырей Рязанской епархии.
12 декабря 1827г. архим. Илиодор был назначен ректором Новгородской духовной семинарии и одновременно – настоятелем Антониева монастыря. На этой должности он пребывал до марта 1832г., когда был рукоположен во епископа и определен на курскую кафедру. Новгородская семинария с 1743г. располагалась в зданиях Антониева монастыря, и с этого времени духовное лицо, назначаемое ректором семинарии, одновременно становилось настоятелем монастыря.
19 февраля 1832г. архим. Илиодор был избран Св. Синодом и через месяц – 13 марта – хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Архиерейскую хиротонию совершили в Казанском соборе Петербурга два члена Синода из числа выдающихся архипастырей РПЦ – митрополиты Санкт-Петербургий Серафим (Глаголевский) и Московский Филарет (Дроздов).
Епископ Илиодор стал 21-м курским архиереем, начиная с 1666г., и состоял в должности дольше всех своих предшественников – с 13 марта 1832г. по 5 ноября 1860г., т.е. почти тридцать лет.
Освоившись на Курской кафедре, еп. Илиодор подал прошение в Св. Синод о переводе епархиальной кафедры из уездного Белгорода в губернский город Курск, что и было сделано 8 июля 1833г., когда Св. Синод определил перевести архиерейский дом и духовную консисторию в помещения Курского в честь иконы БМ «Знамение» мужского монастыря. Кафедральным собором в Курске стал Сергиево-Казанский, построенный в 1752-1778гг. Однако Курская духовная семинария была оставлена в Белгороде, хотя еп. Илиодор и стремился также перевести её в Курск; она была переведена в кафедральный город лишь в 1887г.
К концу пребывания еп. Илиодора в должности в Курской епархии было около 900 храмов (из них ок. 100 было построено при его архиерействе), а на период революции1917 года – уже почти полторы тысячи храмов, т.е. это была одна из самых крупных епархий европейской части Российской империи. За понесенные труды по управлению епархией еп. Илиодор был пожалован в кавалеры орденов А.Невского, св. Владимира 2 ст., св. Анны; 24 марта 1844г. был возведен в сан архиепископа. Одновременно с исполнением обязанностей управляющего обширной епархией архиеп. Илиодор в 1845-1860 гг. управлял Белгородским Троицким монастырём в качестве его священноархимандрита. Последние годы своего архиерейства (1857 – 1860 гг.) Илиодор управлял также Курским Знаменским монастырем. Одновременно с многотрудной деятельностью по управлению обширной епархией владыка Илиодор активно и с любовью служил литургии (не менее 80-100 в год), выступал с проповедями и поучениями к курской и белгородской пастве. Некоторые свои пастырские труды он публиковал отдельными изданиями за свой счет, а также в журнале «Христианское чтение». Мною на сегодняшний день выявлено 16 отдельных изданий трудов нашего земляка, а также 14 публикаций в столичном богословском журнале. 5 ноября 1860г. по прошению владыка был уволен на покой в Белгородский Троицкий монастырь, которым управлял 15 лет. Там 2 февраля 1861г. он и скончался, там же был и погребён рядом со своими славными предшественниками.
* * *
Что же собой представляла Калужская духовная семинария (КДС) в начале 19 века, когда в ней учился будущий владыка Курский Илиодор, а тогда сын сельского священника Иван Чистяков (эту фамилию он также получил в период учебы).
История КДС берет свое начало с духовного училища, учреждённого ещё в 1775г. и помещавшегося четверть века в Лаврентиевом монастыре (в нём было только два грамматических класса - высший и низший).
Второй этап в истории духовного просвещения в Калуге начинается со времени учреждения самостоятельной Калужской епархии 16 октября 1799г. и прибытия на кафедру первого правящего архиерея Феофилакта (Русанова), хиротонисанного во епископа Калужского и Боровского 30 октября 1799г. из архимандритов Новгородского Иверского монастыря. Как писал дореволюционный церковный историк, «с новым епископом начинается новая жизнь епархии, а вместе с ней семинарии, которая была предметом особых заботливости преосвященного архипастыря».
Прибыв в Калугу 8 января 1800г., епископ Феофилакт уже 11 января обратился к калужскому гражданскому губернатору Лопухину о передаче под семинарию одного из корпусов Присутственных мест, длина коего составляла 104 сажени. Переделка почти пустовавшего здания (лишь в одном крыле нижнего этажа размещались казенные соляные склады и винные склады калужского купца-откупщика) началась в июне 1800г. под контролем и.о. префекта семинарии, священника градо-калужской Благовещенской церкви Василия Петровича Платонова. Через несколько месяцев на должность префекта был определен архимандрит Лихвинского Доброго монастыря Вениамин, он и продолжил работы по переустройству здания под нужды семинарии.
Кроме оштукатуривания стен и потолков, необходимо было устроить печи для отопления классов и других помещений (их совершенно не было), вставить вторые рамы в окна (а их в здании было аж 107 штук), поправить, а то и положить новые полы, и много прочих работ. Вчерне корпус, и то частично, был отремонтирован лишь в 1802г., а полностью – только к 1806г., когда из нижнего этажа были переведены в другие здания винный и соляной склады. Общая сумма, в которую обошёлся ремонт, составляла 10 тысяч рублей, причём работы и материалы оплачивались малыми частями из-за хронического недофинансирования семинарии (достаточно указать на хроническую задержку жалованья преподавателям и служащим КДС в первые годы её существования).
В 1808г. по прошениям владыки Феофилакта указами Св. Синода КДС по Высочайшим повелениям безвозмездно были переданы в целях разборки на материалы старый каменный собор постройки 1687г., и старый деревянный губернаторский дом. Кроме этого, был куплен стоящий рядом с семинарией двухэтажный каменный дом.
Строительство и обустройство семинарии, начавшись при преосвященном Феофилакте, продолжалось активно и при его преемниках – епископах Евлампии и Евгении - почти два десятилетия. В 1811г. в семинарском корпусе была устроена и освящена домовая церковь во имя Иоанна Богослова, а на втором этаже устроен архиерейский дом, также переведённый сюда из Лаврентиева монастыря. Одновременно в эти годы была перекрыта новым железом крыша почти на всем здании, устроена каменная ограда с угловой башней, каменное здание бани для семинаристов и много хозяйственных построек из дерева, а некоторые – кирпичные. В 1814г. было построено новое двухэтажное здание для семинарской библиотеки.
Если в духовном училище при Лаврентиевом монастыре было всего два класса, то уже в первые годы после перевода семинарии в новое здание в центре города были учреждены классы: риторический, философский, богословский. Первыми преподавателями КДС (с 1801г. и последующие годы) были: риторики – студент Лаврской семинарии Иван Мироносицкий, арифметики, географии и истории – студент богословия Баталин, философии и богословия – префект архимандрит Вениамин, одновременно бывший настоятелем Лихвинского Доброго монастыря. С открытием классов немецкого, французского и греческого языков преподавателями в них были утверждены архимандрит Вениамин и студент богословия Лев Зарецкий, учитель Федор Платонов. В 1805г. по указу Св. Синода был открыт медицинский класс, в него преподавателем был приглашён лекарь Казённой управы доктор Раппе.
После смерти архимандрита Вениамина его преемником стал игумен Феофил, 27 февраля 1805г. назначенный первым ректором КДС (до этого семинарию возглавлял префект), умерший в 1807г. Одновременно в 1804-1807гг. он был настоятелем Лютикова Перемыщльского монастыря. Все кадры для семинарии в основном готовились в Московской лаврской семинарии (в Троице-Сергиевой лавре). В ней учились и игумен Феофил, и учитель Иван Мироносицкий, позже – учитель риторики и поэзии иеромонах Самуил (Климов), учитель высшего грамматического класса Василий Крылов, учитель арифметики, географии и истории Василий Жегочев, учителя «русской школы» (существовала первых несколько лет для обучения неспособных к латыни учащихся; там же обучались малограмотные церковники) Иван Дьяконов и Пётр Яхонтов, низшего грамматического класса и арифметики Фёдор Платонов.
Если говорить о количественном составе семинаристов первых лет обучения, то цифры по разным источникам немного разнятся, тем более, что в течение каждого учебного года отсеивалось по разным причинам несколько десятков учащихся. Так, если в начале 1801 учебного года числилось 523 учащихся, то в конце года их уже было 452. В 1803г. начал обучаться 461 студент, а переведены в следующую ступень лишь 428. В 1807 г. учащихся соответственно было: 490 чел. (начало года) и 433 чел. (конец года).
Для обучения учащихся необходимы были учебные пособия, книги по грамматике, философии, истории и географии, тексты Священного Писания на разных языках и др. литература. Для этого с первых месяцев 1800г. началось комплектование семинарской библиотеки. В 1807г. в ней числилось книг 2553 экземпляра с количеством названий в 675 единиц на многих языках. Книги покупались как в типографии Св. Синода, так и с другими оказиями – так в уже в 1800г. было куплено 65 экземпляров исторических и философских книг у архимандрита Лихвинского Доброго монастыря Никодима из его собственной библиотеки.
Большую часть семинарской библиотеки составляли книги на славянском языке, а 730 экземпляров было на других языках, в основном латинском и греческом.
Само преподавание имело несколько форм учебных занятий: лекции, практический разбор книг Св. Писания с переводом отдельных их частей на русский язык (что-то вроде семинаров в нынешнем понимании), написание сочинений на русском и латинском языке,
учебные и публичные диспуты в философском и богословском классах, написание по лучшим образцам проповедей и чтение их в приходских и семинарской церквах.
В 1807г. на содержание семинарии от казны стало поступать в два раза больше средств, что дало возможность содержать некоторое количество учащихся на полном или половинном казенном коште (обеспечении). Однако учреждённое в 1809г. казенное содержание (семинарская бурса) через четыре года полностью была ликвидирована, особо нуждающимся студентам были назначены денежные стипендии. Впрочем, на содержание неимущих учащихся поступали средства по добровольной подписке от граждан Калуги и уездов губернии, собранные по письменным воззваниям семинарского правления (так наз. супплики) обычно перед праздниками Рождества Христова и Пасхи. Так, в 1811г. по суппликам было собрано пожертвований в пользу неимущих семинаристов 1559 рублей, израсходованных на покупку муки и предметов одежды и обуви.
17 августа 1814г. был назначен ректором Калужской духовной семинарии и настоятелем Пафнутьева Боровского монастыря архимандрит Феофилакт (Ширяев), бывший до этого ректором Вологодской ДС и преподавателем С.-Петербургской ДА. За успехи в преподавательской деятельности он даже был награжден от Св. Синода наперсным крестом на золотой цепочке с бриллиантом.
После владыки Евлампия (Введенский), управлявшего епархией с 16 апреля 1809г. по 22 мая 1813г., правящим Калужским и Боровским архиереем стал ученый архипастырь епископ Евгений (Болховитинов), находившийся на кафедре с 19 июля 1813г., переведенный затем на Псковскую кафедру (7 февраля 1816г.). Земной путь этот выдающийся иерарх и не менее выдающийся ученый закончил в сане митрополита Киевского и Галицкого в 1837г. Несомненно благотворное влияние этих калужских архиереев на местных семинаристов, многие из которых повседневно общались с владыками во время посещений последними занятий в семинарии, служб в семинарском храме и др. В числе таковых учащихся семинарии, испытавших на себе учительное и пастырское воздействие владык Евлампия и Евгения и был один из самых даровитых учеников Иоанн Чистяков, закончивщий семинарию в 1816г. по первому разряду.
Источники и литература:
1. ГАКО (Госархив Калужской обл.). Ф. 65.- Оп. 1.- Т. 1. - Д. 373 (годичная ведомость учеников КДС за 1816г.)
2. Холминский В. Материалы для истории Калужской духовной семинарии // КЕВ, 1866, № 7 (ч. неоф.), с. 210-224; № 11 (ч. неоф.), с. 309-325; № 15 (ч. неоф.), с. 456-473; №20 (ч. неоф.), с. 606-627.
3. Соколов Ф. Материалы для истории Калужской духовной семинарии в период с 1794 по 1814 гг. // КЕВ, 1903, №21 (ч. неоф.), с. 569-575; № 22 (ч. неоф.), с.601-605; № 23 (ч. неоф.), с.630-635.
4. Метальникова Е.В. К 240-летию Калужской духовной семинарии: страницы истории начала 19 века //Богословско-исторический сборник / Калуж. ДС. – В.9. – Калуга, 2017.- С. 103-118.
5. Лужецкий Д. Г., прот. Ист. записка об учреждении и состоянии Калужской епархии за 100-летний период ее существования (16 окт. 1799 – 16 окт. 1899). – Калуга, 1900.
6. Раздорский А. И. Архиереи Курского края 17 -20 вв. : Крат.биогр. спр-ик. – Курск: Регион-Пресс, 2003.
7. Бугров Ю.А. История Курской епархии. – Курск, 2003.
8. Лебедев А.С. Белгородские архиереи и среда их пастырской деятельности (по архивн. док-ам). – Харьков, 1902.
|