г. Киров
Четверг, 05.12.2024, 03:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Калужская обл.Кировский историко-краеведческий музей
Главная Каталог статейРегистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [37]
Авторские статьи [16]
Авторские статьи
Форма входа
Поиск
храм



Старый завод

Вид на плотину


Никольский храм п. Жилино

Никольский храм п. Жилино


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Авторские статьи Бауэра А А » Мои статьи

Архиепископ Курский Илиодор (Чистяков)

                                                                            Андрей Анатольевич Бауэр,

                                                                                       Историк-краевед

                 Выдающийся иерарх Русской Православной церкви

                архиепископ Илиодор (Чистяков) – наш земляк

Архиепископ Илиодор (Чистяков Иван Борисович) родился 25 сентября 1796г. в селе Воскресенское Жиздринского уезда Калужской губернии (ныне это село Воскресенск Кировского района)  в семье сельского священника Бориса Исаева (Исаев, скорее, не фамилия, а отчество). По данным исследователя А.И. Раздорского, фамилия отца Илиодора была Бессонов, хотя все его четыре сына носили фамилию Чистяков: сам Иван, его брат Михаил (1809-1885), о двух других братьях мы ничего не знаем. Впрочем, известно, что дядя Илиодора, брат его отца, также был священником, протоиереем.

В 1813-1816 гг. Иван Чистяков учился в Калужской духовной семинарии, после окончания которой в 1816г. поступил в Московскую духовную академию. Впрочем, наверное, еще до семинарии Иван учился в одном из уездных духовных училищ, либо в Мещовске, либо в Калуге.

Выпуск, в котором учился Иван Чистяков, был всего вторым после создания МДА в 1814г.  Троице-Сергиевой лавре. Вместе с ним академию закончили со степенью магистра еще 18 человек. Ректором МДА был в это время (1816-1819 гг.)  архимандрит Филарет (Амфитеатров), затем епископ Калужский и Боровский (1819-1825гг.), умерший в 1857г. в сане митрополита Киевского и Галицкого и ныне  канонизированный в качестве  общерусского святого.

18 сентября 1820г.  Иоанн Чистяков определен инспектором и профессором церковной истории в Костромскую духовную семинарию, в таковой должности пребывал до 5 сентября 1822г.  Однако еще до отъезда из Москвы он был пострижен в монашество, а затем уже в Костроме молодой инок  был рукоположен во диакона, а затем во иерея   (январь 1821г.). 

Однако, прослужив в Костроме менее двух лет,  иеромонах Илиодор  в сентябре 1822г. был назначен инспектором Московской Духовной семинарии, а также профессором философии и пребывал в этих должностях почти год, до  августа 1823г., когда был определен ректором Духовной семинарии  в Рязань. Одновременно Святейший Правительствующий  Синод причислил его к соборным иеромонахам Донской иконы БМ московского мужского монастыря. Эти соборные старцы числом в десять человек трудились в Духовно-цензурном комитете, существовавшем при указанном монастыре, где просматривали рукописи духовного содержания, одобряя их в печать или отвергая.

22 августа 1823г. иером. Илиодор был назначен ректором Рязанской духовной семинарии и одновременно  преподавателем  догматического и нравственного богословия. Он стал седьмым ректором семинарии с момента ее основания в 1751г. на базе Славяно-латинской школы.

При ректорстве Илиодора  в семинарии учился его младший брат Михаил Борисович Чистяков (1809-1885), ставший со временем  выдающимся педагогом и детским писателем. Одним из преподавателей семинарии в 1824-1826 гг., любимым учителем Михаила был бывший выпускник семинарии, ставший крупным русским ученым, Николай Иванович Надеждин (1804-1856), который преподавал словесность и немецкий язык.  После окончания Московской духовной академии и защиты докторской диссертации он четыре года работал профессором в Московском Университете и издавал журнал «Телескоп», а затем стал редактором «Журнала Министерства внутренних дел» и продолжил занятия наукой, теперь уже в области этнографии русского народа и истории поместных церквей.

Одновременно в Рязани Илиодор  в сане игумена настоятельствовал в Свято-Иоанно-Богословском монастыре (с 4 мая 1824г. по 15 мая 1825г.). Монастырь этот располагался близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области. Основан, по преданию, в 13 веке.  Преемником Илиодора  в должности настоятеля монастыря  стал с 26 июля 1825г. игумен Гедеон (Вишневский),  будущий архиепископ Полтавский. С 22 декабря 1827г. он же сменил Илиодора  на посту ректора Рязанской семинарии.

6 июля 1825г. Илиодор был посвящен в сан архимандрита, а с  мая 1825г. стал настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Рязани. Одновременно он  являлся благочинным монастырей Рязанской епархии.

12 декабря 1827г.  архим. Илиодор  был назначен ректором Новгородской духовной семинарии  и одновременно – настоятелем Антониева монастыря. На этой должности он пребывал до марта 1832г., когда был рукоположен  во епископа и определен на курскую кафедру.

Новгородская семинария была основана в 1740г. на базе духовного училища при архиерейском доме в бытность архиепископом Новгородским и Великолукским Амвросия (Юшкевича). Архим. Илиодор  был 18-м (по некоторым данным, 15-м) ректором Новгородской семинарии со дня ее основания. Новгородскую епархию  в 1821 -  1843 гг., т.е. весь период служения Илиодора в качестве ректора семинарии и настоятеля монастыря, возглавлял известный иерарх, митрополит Серафим (Глаголевский), будущий Санкт-Петербургский. Он был, кстати, уроженец Калуги (стало быть, архим. Илиодор и владыка Серафим были земляками, выходцами из Калужской епархии).

Первыми помощниками ректора по управлению делами семинарии были инспекторы: Варлаам (Денисов), будущий архиепископ Черниговский и Нежинский, и Елпидифор (Бенедиктов), будущий архиепископ Таврический (кстати, после Новгорода  архимандрит Елпидифор служил  пять  лет ректором Курской семинарии при архиерействе Илиодора).

Новгородский Антониев монастырь, настоятелем которого был назначен архим. Илиодор, являлся одним из древнейших русских монастырей, он был основан в 1117 году преп. Антонием Римлянином. Новгородская семинария с 1743г. располагалась в зданиях монастыря, и с этого времени духовное лицо, назначаемое ректором семинарии, одновременно становилось настоятелем монастыря.

19 февраля 1832г. архим. Илиодор  был избран Св. Синодом и через месяц – 13 марта – хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Архиерейскую хиротонию совершили в Казанском соборе Петербурга двое членов Синода из числа выдающихся архипастырей РПЦ – митрополиты  Санкт-Петербургий  Серафим (Глаголевский) и Московский  Филарет (Дроздов).

Епископ Илиодор  стал 21-м курским архиереем, начиная с 1666г.,  и состоял в должности дольше всех своих предшественников – с 13 марта 1832г.  по 5 ноября 1860г., т.е. почти тридцать лет.

Как уже отмечали биографы еп. Илиодора, начало его архиерейского служения  на Курской кафедре было омрачено следующей историей. 8 мая 1832г. он прибыл на кафедру в г. Белгород и приступил к своим обязанностям. Осенью того же года через Белгород проезжал император Николай Первый и  при посещении им Троицкого кафедрального собора он обнаружил в трапезной собора свой живописный портрет в позолоченной раме и портреты своих предшественников – российских императоров. Лицезрение этой «царской галереи» вызвало гнев самодержца, который он выразил в записке на имя обер-прокурора Св. Синода князя М.П. Мещерского. Повелев снять свой и другие портреты царствовавших особ со стен собора, он потребовал объявить местному архиерею строжайший выговор и объявить о том по всем епархиям.

В своем рапорте  Св. Синоду от 20 октября 1832г. еп. Илиодор объяснил, что царские портреты были помещены в соборе при его предшественниках, и он «по недавнему поступлению в епархию…удержался от снятия портретов, дабы не давать повод к разным толкам…».

Св. Синод ходатайствовал об  еп. Илиодоре  перед императором, и вскоре взыскание с курского архиерея было снято. Последствием этого неприятного  факта стало высочайшее повеление, чтобы  «не иметь в церквах никаких изображений, кроме святых образов и картин из священной и церковной истории; в особенности, чтобы портретов Его Императорского Величества и его августейшей фамилии в церквах не поставлять».

Освоившись на Курской кафедре, еп. Илиодор подал прошение в  Св. Синод о переводе епархиальной кафедры из уездного Белгорода в губернский город Курск, что и было сделано 8 июля 1833г., когда  Св. Синод определил перевести  архиерейский дом и духовную консисторию в  помещения Курского в честь иконы БМ  «Знамение» мужского монастыря. А братия Знаменского монастыря была переведена в бывший архиерейский дом в Белгороде с учреждением там Свято-Троицкого мужского монастыря. Фактически это означало перенесение архиерейской кафедры из Белгорода в Курск. Кафедральным собором в Курске стал Сергиево-Казанский, построенный в 1752-1778гг. Однако Курская духовная семинария была оставлена в Белгороде, хотя еп. Илиодор  и стремился также перевести её в Курск; она была переведена в кафедральный город лишь в 1887г.

К концу пребывания еп. Илиодора  в должности в Курской епархии было около 900 храмов (из них ок. 100 было построено при его архиерействе), а на период революции 1917 года – уже почти полторы тысячи храмов, т.е. это была одна из самых крупных епархий европейской части Российской империи.

За понесенные труды по управлению епархией еп. Илиодор был пожалован в кавалеры орденов А.Невского, св. Владимира 2  ст., св. Анны;  24 марта 1844г. был возведен в сан архиепископа.

В период служения архиеп. Илиодора  на курской кафедре, да и при его предшественниках, начиная  с сер. 18 века, постоянно увеличивался поток паломников ко гробу святителя Иоасафа Белгородского (Горленко) в Троицком соборе монастыря (управлял епархией в 1748-1754гг.).  Однако лишь  в начале 20 века народное поклонение белгородскому святому заставила церковные власти совершить открытие мощей и прославление в лике святых 4 сентября 1911г. для общецерковного почитания святителя Иоасафа Белгородского.

Отдельно надо сказать, что архиеп. Илиодор сыграл значительную роль в жизни одного курского семинариста, Михаила Булгакова, в будущем – великого богослова, историка и иерарха – митрополита Московского и Коломенского Макария (19.09.1816 – 9.06.1882). Сын сельского священника из села Сурково Новооскольского уезда Курской губернии (ныне Белгородской области)  Петра Фомича Булгакова,  Михаил Булгаков был очень слаб здоровьем, с трудом закончил Корочанское приходское училище, затем окружное уездное училище в Белгороде, где его здоровье улучшилось после травмы головы. В 1831г. Михаил был переведён в Курскую духовную семинарию, где на экзамене при переходе из младшего отделения в среднее присутствовал курский владыка.  Показанный при экзамене блестящий ответ обратил на себя внимание еп. Илиодора, который с этого времени стал покровительствовать Михаилу. В 1835г. по окончании философского отделения Булгакова  характеризовали как студента «благородного и отличного ревностного поведения». Затем была учёба в богословском классе семинарии, во время которой он читал лекции учащимся низшего отделения, давал частные уроки в семьях местных помещиков. И все эти годы (1831-1837) Михаил Булгаков пользовался покровительством курского архиерея, который постоянно интересовался его учёбой и успехами, поощрял и заботился о нём и его семье. Благодарную память об этом отеческом к себе отношении  архиеп. Илиодора  преосвященный Макарий хранил всю  свою жизнь.

В начале 1847г.,  находясь на « чреде»  (так называлось длительное присутствие на заседаниях в Св. Синоде),  архиеп. Илиодор  посетил Сергиеву пустынь под Петербургом и беседовал с её настоятелем  архимандритом Игнатием (Брянчаниновым), будущим великим богословом и церковным писателем, канонизированным Русской Церковью в 1988г.  Курский архиерей  был одним из немногих, кто выражал открыто сочувствие  Игнатию, находившемуся в то время в тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Через 10 лет после этих событий, в конце 1857г., Игнатий, уже епископ Кавказский,  по пути в Ставрополь посетил по приглашению архиеп. Илиодора  Курск,  несколько дней общался с ним и служил там соборную литургию 15 декабря 1857г.

Владыка Илиодор переписывался и имел долголетнее духовное общение с благочестивыми и духоносными  старцами Глинской пустыни – одного из очагов старчества в России: о. Феодотом (Левченко, + 16.07.1850); о. Илиодором (Голованицкий,  + 1879); о. Серафимом Любомудрым (+1856); о. Серапионом (+1859); Анатолием Благоговейным (+1860); о. Макарием (Шаров, +1864); о. Гурием (+1875); о.Евфимием (+1866) и рядом других.

Архиерей регулярно посещал пустынь и вел духовные беседы с глинскими старцами, которых он называл «украшением монашества». Известно, что глинские старцы стяжали дар рассуждения, т.е. дар «точно постигнуть Божественную волю во всех обстоятельствах». Как  архиеп. Илиодор  писал в Святейший Синод, в пустынь «принимаются люди только твёрдые в обете и нравственности; посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласования настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни». В течение 19 века более 30 пострижеников пустыни служили настоятелями других монастырей и миссионерами. 

Также в обители славилась и привлекала к себе на поклонение православных христиан чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская», обретённая в начале 16 века на месте, где затем возникла пустынь. Как правящий архиерей Илиодор   давал благословения на многие жизнеустроения Глинской обители и её иноков.

Одновременно с исполнением обязанностей управляющего обширной епархией архиеп. Илиодор в 1845-1860 гг.  управлял  Белгородским Троицким монастырём в качестве его священноархимандрита. Он  благословил открыть при монастыре больницу на 10 коек, разместившуюся в специально купленном на причтовые и общественные капиталы доме. В больнице осуществлялось лечение малоимущих лиц духовного звания, как штатных священноцерковнослужителей, так и заштатных клириков.

Под Троицким собором монастыря на протяжении веков захоранивали белгородских митрополитов и епископов, начиная с 17-го века и до конца 19 века, в том числе там нашли успокоение сам Илиодор  и его предшественники по кафедре Феоктист (Мочульский), святитель  Иоасаф (Горленко), канонизированный для общецерковного почитания в 1911 году, и другие архиереи.

Закрытый в 1922г. Свято-Троицкий монастырь пережил десятилетия разрушения, приведшие его  в 20-м столетии к полной гибели; в настоящее время от его построек (храмы, архиерейский дом, братские корпуса и др.) не осталось и следа. Само место, где он находился в Белгороде,  оказалось застроено многоэтажными домами. Уничтожены были в советское время не только многочисленные захоронения архиереев за три века существования епархии, но  и все огромное монастырское братское кладбище.

Последние годы своего архиерейства (1857 – 1860 гг.)  Илиодор  управлял также Курским Знаменским  монастырем, который с  мая 1833 г. стал кафедральным монастырем курского архиерея, в 1854г. обитель по ходатайству владыки  стала монастырем 1-го класса.

Резиденция архиерея  размещалась в 2-этажном каменном корпусе: на 1-м этаже проживал  наместник, а также обретались архиерейский секретарь и  канцелярия; на 2-м этаже были  покои Илиодора.  В 1851г. к архиерейскому корпусу пристроена Крестовская церковь во имя Трех святителей.

В Знаменском кафедральном соборе монастыря в числе других храмовых святынь находились две иконы курского ополчения периода Крымской войны, в том числе чудотворный образ «Знамение Пресвятой Богородицы», которой  архиеп. Илиодор  благословлял на битву с врагом воинов ополчения.

Одновременно с многотрудной деятельностью по управлению обширной епархией владыка Илиодор активно и с любовью служил литургии (не менее 80-100 в год), выступал с проповедями и поучениями к курской и белгородской пастве. Некоторые свои  пастырские труды  он публиковал отдельными изданиями за свой счет, а также в журнале «Христианское чтение». Мною на сегодняшний день выявлено 16  отдельных изданий трудов  нашего земляка, а также 14 публикаций в столичном  богословском журнале.

5 ноября 1860г. по прошению владыка был уволен на покой в Белгородский Троицкий монастырь, которым управлял 15 лет. Там 2 февраля 1861г.  он и скончался, там же был и погребён рядом со своими славными предшественниками.

 

                                              Источники и литература:

 1. Отъезд курского епископа Илиодора // Кур. губ. вед., 1843, № 23.

2. Правосл. энцикл-ия. Т.15. – С. 679-680.

3. Рус. архив. 1898.- Кн.1. – С. 299.

4. архим Владимир (Добролюбов). Ист.-стат. описание Рязанского 3-го класса мужского  Свято-Троицкого монастыря. – Рязань, 1890.

5. Агнцев Д.И. История Рязанской духовной семинарии (1724-1840). – Рязань, 1889.

6. Светлов Г.И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. – В.1. – Пг.: 1917.

7. Секретарь Л.А. Новгородская духовная семинария. Наставники и ученики. – В.Новгород, 2010.

8. Четыркин И. Курская святыня. – Курск, 1890.

9. Пигарева О.В., о. А.Зимин. Знаменский мужской монастырь г. Курска как отражение истории и православной культуры края. – Курск, 2017.

10. Раздорский А. И. Архиереи Курского края 17 -20 вв. : Крат.биогр. спр-ик. – Курск: Регион-Пресс, 2003.  

11. Бугров Ю.А. История Курской епархии. – Курск, 2003.

12. Лебедев А.С. Белгородские архиереи и среда их пастырской деятельности (по архивн. док-ам). – Харьков, 1902.

13.Сенаторский Н.П. Троицкий мужской 2-го класса необщежительный монастырь в Белгороде Курской губернии. – Курск, 1911.

14. Крупенков А.Н. Белгородский некрополь // Подъем. – 2002. - №11.

15. Иоанн (Маслов), схиархим.  Глинская пустынь. История обители и её духовно-просветительская деятельность в 16-20 вв.  – М.:1994.

16. Титов И.Ф. Материалы к жизнеописанию  митрополита Макария Булгакова. – Т.1. – М.: 2015.

17. Некролог митроп. Макария // РС. 1883. Т.38. – С.669-670.

18. Свят. Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание писем. Т.1. – М.:Паломник, 2011. – С. 138-143.

Категория: Мои статьи | Добавил: Gladius (11.01.2018)
Просмотров: 656 | Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
249440 Калужская обл., 
г. Киров, ул. Ленина, 1

Директор музея:
Б
ауэр
Андрей
А
натольевич
Председатель регионального
отделения Русского
Географического общества

тел. (48456)56659
т/ф (48456)56902

моб 89605249055
kikm@mail.ru


В размещаемой в Интернете
 информации с сайта
 
обязательна ссылка
на //kirmuseum.ucoz.ru
!!!
храм александра невского

Храм Александра Невского


герб города

Герб города


храм рождества богородицы

Храм рождества богородицы


Старый завод

Старый завод


валютный информер
О
сновной(неполный) перечень музеев Калужской области


Боровский историко-архитектурный музей
Военно-исторический музей "Зайцева гора"
Военно-исторический музей "Ильинские рубежи"
Военно-исторический музей 1941-1945 гг. "Кременки"
Калужский городской музей Боевой Славы
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского
Государственный музей маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Дом-музей К.Э.Циолковского
Жиздринский районный историко-краеведческий музей
Калужский областной краеведческий музей
Калужский областной художественный музей
Кировский городской историко-краеведческий музей
Козельский краеведческий музей с отделом "Оптина пустынь"
Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года
Малоярославецкий историко-краеведческий музей
Мосальский краеведческий музей
Музей "Поисковые работы"
Музей истории УВД Калужской области
Музей истории города Обнинска
Музей строителей Обнинска
Музей ремесла, архитектуры и быта
Музейный комплекс "Полотняный завод"
Тарусский краеведческий музей
Тарусский музей семьи Цветаевых
Тарутинский военно-исторический музей 1812 года
Юхновский районный краеведческий музей
Базовые заводы г.Кирова
Если вы едете в отпуск в Турцию, то можно просмотреть инфу отели турции. Неужели можно придумать подарок лучше, чем звезду на небе?!
Такая возможность для вас купить звезду
только у нас.
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz