Кировский народный театр
Любительский драматический коллектив в селе Песоченский Завод (ныне – г. Киров) был учрежден группой местной интеллигенции – учителями, инженерами, просто образованными людьми, в 1896 году под названием - «Песоченский драматический кружок». 5 июля 1896г. министром внутренних дел России был утвержден устав Песоченского драматического кружка; устав издан типографским способом в 1897г. в Москве.
Драмколлектив, по позднейшим воспоминаниям, ставил водевили и пьесы русских авторов, в т.ч. А.Н. Островского.
Драматический коллектив для своих постановок арендовал помещение в волостном правлении (ныне – здание ДШИ №1). После создания летом 1917г. Народного дома в селе Песочня (размещался в одном из зданий, примыкающих к старому зданию заводоуправления ЧЛЗ) спектакли песоченские артисты стали ставить там. В 1914-21 гг. в связи с событиями мировой и Гражданской войн труппа не собиралась, и спектаклей не было.
Возрождение театральной жизни в Песочне связано с именем учительницы и самодеятельной актрисы Александры Васильевны Переборщиковой, которая возглавила театр и в мае 1921г. поставила на сцене Народного дома комедию Островского «Бедность не порок». Совместно с ней активными членами театральной труппы были: ее муж В.М. Дынин, ее сестра Н.В. Переборщикова.
Далее театр возглавляли режиссеры: А.Н. Нильский, Ф.Ф. Свешников, Ф.Ф. Новодержин (1920-30-е гг.), Л.С. Леонидов (1940-50- е гг.), Ю.И. Титов (1950-70-е гг.), Н.В. Якушев (1979-1995), Г.С.Мазурок.
* * *
Театральная самодеятельность существовала в селе Песоченский Завод (так более полутора веков, вплоть до 1924 года, именовался город Киров) уже с последнего десятилетия ХIХ века. В городском музее хранится фотография песоченского драмкружка 1910-х г.. В центре ее братья Н. М. и В. М. Дынины и сестры А. В. и Н. В. Переборщиковы. Руководителем и душой кружка был несомненно Николай Михайлович Дынин, песоченский социал-демократ, сплотивший вокруг себя местную интеллигенцию.
К сожалению, нет данных о том, какой репертуар был у дореволюционного театрального кружка в Песочне; судя по воспоминаниям, это были в основном водевили и пьесы А. Н. Островского, то есть та живая классика, на которой воспитывалось русское общество второй половины XIX в.
В связи с событиями мировой и Гражданской войн, революции в 1914-1921гг. спектакли в Песочне не ставились. Возрождая после нескольких лет творческого перерыва театральный коллектив, А. В. Переборщикова в 1921 г. ставит на сцене Народного Дома именно комедию Островского, отчетливо понимая, что традиции, заложенные в драматургии великого писателя, и есть та основа, на которой возможно сплочение членов кружка, привитие им высокой сценической культуры.
Впрочем, история песоченского театра в 20-е годы полна неясностей, чему способствует почти полное отсутствие источников – фотографий, афиш, программок, воспоминаний. Известно очень немногое. Вторым после А. В. Переборщиковой руководителем кружка и режиссером его спектаклей был А. Н. Нильский, поставивший «Дикарку» Островского.
С 1928 по 1931 год театральный коллектив возглавлял Ф. Ф. Свешников. Как он писал в своих воспоминаниях: «Мы работали в здании бывшей церкви, ставили Горького, Островского, Грибоедова. Большой успех имели спектакли, народу было всегда полный зал. Для «Живой газеты» собирали материал в цехах завода, и поэтому он был злободневен. Обслуживали спектаклями не только клуб, но и близлежащие села, где жили рабочие завода. В составе кружка Свешникова начали свой творческий путь Н. В. Сосновская, А. М. Блохина, М. В. Семенова и другие известные артисты Песочни.
После отъезда Свешникова в г. Электросталь, где он полвека руководил художественной и театральной самодеятельностью в ДК им. К. Маркса, некоторое время драматический кружок возглавлял Ф. Ф. Новодержин, оставшийся в памяти кировчан более как высокопрофессиональный фотограф, нежели как театральный режиссер.
В 1933 г. в Песочню приехал на гастроли из Ленинграда «Передвижной театр Западной области» (существовали такие профессиональные творческие коллективы в нашей стране в годы первых пятилеток), поставивший несколько спектаклей на сценах заводских клубов. В числе пятнадцати артистов был и выпускник Киевского театрального училища Л. Леонидов. Влюбившись в местную девушку, он остался здесь навсегда. С именем Леонида Самуиловича связана целая эпоха в истории театра, за двадцать лет работы, исключая военные годы, им было поставлено несколько десятков пьес разных авторов, через театр прошло, по меньшей мере, два поколения кировчан, а некоторые из них связали свою жизнь с театром на многие десятилетия.
В послевоенные годы Л. С. Леонидов поставил на сцене заводского клуба «Без вины виноватые» Островского, «Платон Кречет» и «Калиновую рощу» А. Корнейчука. Однако, в связи с загруженностью на основной работе (Леонид Самуилович одновременно работал директором районного ДК, директором заводского клуба, заведующим районным отделом кинофикации), новые спектакли он ставил все реже и реже, а это не способствовало сплочению театрального коллектива…
Новое дыхание кировскому театру придал Юрий Иванович Титов, ставший режиссером в 1953 году и возглавлявший коллектив более четверти века. В своем творчестве Юрий Иванович развивал лучшие традиции драматического кружка – приверженность классике, любовь к воплощению ярких сценических характеров, к решению на драматургическом материале острых социальных конфликтов. Особое место в 50-70-х годах коллектив театра стал уделять советской драматургии – пьесам А. Софронова, А Корнейчука и молодых авторов. К значительным историческим датам – годовщинам Великого Октября, съездам партии театральный коллектив приходил с новыми творческими работами – спектаклями по пьесам Ю. Чепурина «Мое сердце с тобой» (февраль-март 1971 г.), М. Карима «В ночь лунного затмения» (декабрь 1972 г.), М. Зарудного «Пора желтых листьев» (февраль 1976 г.).
В 1969 г. при театральном коллективе была создана детская студия, которой также руководил Ю. И. Титов. Первым спектаклем, показанным юными артистами кировчанам, была пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев». С тех пор театральной студией подготовлены и показаны зрителям более десятка пьес для детей («Золушка», «Московские каникулы», Гуманоид из 6 «б», «Царевна-лягушка»).
Спектакль кировчан «Мое сердце с тобой» (пьеса Ю. Чепурина), поставленный в марте 1971 г., занял первое место на областном смотре-конкурсе самодеятельных театров, а коллектив был награжден дипломом I степени. За эту работу театр получил звание «народный», которое с тех пор постоянно подтверждается высоким уровнем режиссерского и актерского мастерства. Ряд артистов театра – М. В. Семенова, Н. Д. Пронькина, П. И. Нестеров, Ю. А. Ларин, А. А. Казанская, П. С. Шокол, М. Н. Кривопушкин, И. П. Соловьев были удостоены звания лауреатов конкурса и награждены дипломами и грамотами облсовпрофа.
Достойным преемником Ю. И. Титова на посту руководителя театра стал в 1979 г. Н. Я. Якушев, который участвовал во многих спектаклях 70-х годов в качестве актера и помощника режиссера. Николай Васильевич возглавил театр в трудные времена, на которые пришлась смена театральных поколений. В силу разны причин (возраст, болезни, смена места жительства) коллектив лишился почти двух третей своего старого состава, из ветеранов сцены остались лишь А. И. Мошенина и А. Ф. Саловская. Тем не менее, подросла юная поросль, воспитанная детской студией, и пополнила основной состав труппы. Интенсивно шел поиск собственного репертуара, отвечавшего бы на возросшие духовные запросы людей.
Вначале Якушев ставил произведения советской драматургии, в жанре драмы и комедии, в привычном лакировочно-искаженном свете представлявшие советскую действительность («Миллион за улыбку» А. Софронова, «Одна береза знает» А. Ларченкова, «Старый дом» А. Казанцева). Переломными стали спектакли «А зори здесь тихие» по Б. Васильеву и «За все хорошее – смерть» (пьеса М. Ибрагимбекова), в которых военные и послевоенные события были показаны обнаженно – правдиво. Такой драматургический материал помог театру и его режиссеру острее почувствовать ответственность художника за свое дело (в данном случае, за поставленный спектакль и созданный на сцене образ).
Во второй половине 80-х годов были написаны и опубликованы остросоциальные пьесы молодых драматургов А. Дударева и Н. Коляды, построенные на взрывных конфликтных ситуациях, поднимающие актуальные проблемы повседневной жизни людей. Кировский театр одним из первых в области поставил спектакли по пьесам «Барак» (Н. Коляда), «Порог» и «Свалка» (А. Дударева). Зрители и рецензенты дружно отмечали творческие находки молодых актеров Н. Амелькиной, Л. Лалик, М. Нестерова, И. Минаевой, В. Киреева и ряда других. Сам режиссер, как правило, играет эпизодические, но острохарактерные роли пожилых людей (впрочем, созданные им образы Буслая в «Пороге» и Пифагора в «Свалке» были одними из центральных).
А.Бауэр.
|