Мальцовская железная дорога
(справка Акционерного Общества Мальцовских заводов. Дятьково, 1912 г.)
Раскинувшиеся на обширной территории, в пределах двух
губерний, Орловской и Калужской, заводы и фабрики Общества соединены между
собою узкоколейной железной дорогой. Построенная в 1877-78 г., она
первоначально соединяла собой только главные большие заводы и общее протяжение
рельсового пути было около 132 верст. Быстро прогрессирующий рост
производительности заводов, особенно в последнее десятилетие, отразился также и
на развитии рельсового пути, как в отношении его протяжения, так и в отношении
его оборудования. В настоящее время общее протяжение всех путей достигает 289
верст и состоит из главного пути Брянск, Радица – Песочня и Людиново – Шахта –
138 верст, ветвей на заводы и фабрики – 45 верст, лесовозных ветвей – 62
версты, станционных, разъездных, заводских и фабричных путей – 45 верст.
Громадное грузовое движение, нередко достигающее до 16 пар. поездов в сутки,
требовало солидного оборудования пути, и Общество затратило и продолжает
расходовать на это значительные суммы. Весь магистральный путь, являющийся
главной артерией грузового движения, хорошо балластирован, уложен тяжелыми
рельсами, имеет солидные искусственные сооружения, как-то: железные мосты, железобетонные
трубы. Дорога имеет 21 станцию, оборудованные в достаточной мере путями для
приемки и отправки поездов.
Мальцовская дорога, обслуживая главным образом, заводы и
фабрики Общества, представляет удобство и местному населению, перевозя
посторонних пассажиров и частные грузы. На дороге обращаются пассажирские и
почтовые поезда, расписание которых согласовано с расписанием общей сети
примыкающих железных дорог: Риго-Орловской, Московско-Киево-Воронежской и
Полесских.
Все железнодорожные станции, как и все заводы и учреждения
Общества, соединены между собою телефоном и телеграфом. Общее протяжение
телеграфной линии 267 верст с 29 аппаратами, телефонной линии 397 верст с 303
телефонными аппаратами.
Перевозки заводско-фабричных, лесных и железнодорожных
грузов весьма значительны, и с каждым годом продолжают увеличиваться. Для
примера укажем количество всех перевезенных в 1912 году грузов: заводских –
47641151 пудов, железнодорожных – 6533378 пудов, частных – 1442385 пудов.
Перевезено пассажиров в том же году: платных 119514 чел. и
по бесплатным билетам – 33332 чел. Такой большой грузооборот требует, конечно,
наличности достаточного и хорошо оборудованного подвижного состава. В настоящее
время на дороге имеется 32 паровоза, из них танковых – 16 штук и тендерных –
16. Имеется пассажирских 36 шт. и товарных вагонов и платформ разного типа 714
единиц.
Управление дороги находится в с. Дятькове и помещается в
красивом двухэтажном, бетонном здании. Число штатных служащих и рабочих, не
считая временных, достигает 755 человек, которым ежегодно уплачивается 230000
руб. Служащие и рабочие дороги с их семьями получают бесплатную медицинскую
помощь в 9-ти заводских больницах.
Госархив Брянской обл., ф. 287,
оп. 2, д. 126, л. 21-21 об.
(Публикуется впервые)
|