г. Киров
Воскресенье, 01.12.2024, 14:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Калужская обл.Кировский историко-краеведческий музей
Главная Каталог статейРегистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
История ж.д. транспорта [9]
Форма входа
Поиск
храм



Старый завод

Вид на плотину


Никольский храм п. Жилино

Никольский храм п. Жилино


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » История ж.д. транспорта » История ж.д. транспорта

О нем гремела слава
Когда-то имя этого человека гремело не только в районах Брянской, Калужской и Смоленской областей, но и в более далеких пределах. Газеты наперебой печатали о нем статьи, на рабочих собраниях он непременно избирался в президиум и часто выступал. А сейчас лишь с пяток старых фаянсовских паровозников вспомнят, каким он был человеком – Степан Яковлевич Грохотов. И фамилия-то у него соответствовала профессии, как когда-то говорили, гвардейца стальных магистралей. Более сорока лет трудился Грохотов на железнодорожном транспорте, пройдя путь от рассыльного и чернорабочего до профессионала высочайшего класса – машиниста паровоза, внесшего заметный вклад в эксплуатацию солидной машины. Учился в сталинской академии, возглавлял паровозное депо на различных дорогах, занимался управленческой работой… А вот поди ж ты – вернулся под конец трудовой жизни в кабину паровоза, откуда и ушел на пенсию. Недавно сын Грохотова передал личные документы отца в наш городской музей, и теперь мы можем рассказать о нем в подробностях биографии. Родился Грохотов в 1899 г. на Брянщине. С 14 лет – уже на железной дороге, а через пять лет, повзрослев, освоил специальность кочегара, затем помощника машиниста. Запах мощной разгоряченной машины, смешанный с запахом масла, угольным дымком и другими деповскими ароматами, стал сопровождать паровозника Грохотова во всех днях. В декабре 1929 сдал экзамены и получил право на управление. Началась самостоятельная жизнь. Надо было управлять не только стальной громадой, но и коллективом людей – паровозной бригадой. Несколько лет отработал в депо Комаричи, Дятьково, где был выдвинут замом, а несколькими месяцами позже – начальником депо. В марте 1935 переведен на укрепление фаянсовского депо – одного из крупнейших на Московско-Киевской дороге. Именно здесь развернулся его талант как инициативного и смелого машиниста, чуткого ко всему новому и передовому. Степан Грохотов, наряду с талантливыми паровозниками Романовским, Речицким, Костиковым стал зачинателем и распространителем метода кольцевой езды. Суть его состояла в увеличении технической скорости, суточного пробега, экономии топлива при максимальной нагрузке. Главное – сократились простои паровозов в депо: при норме до девяти часов фаянсовские машинисты сократили в три и более раза. Паровозники содержали машины в идеальном техническом состоянии и чистоте: ведь им необходимо пройти сотни и тысячи километров от промывки до промывки без захода в депо. В январе 1936 года Грохотов призвал в газете «Сталинский призыв»… покончить со всякими потерями времени. Беря его опыт на вооружение, бригады машинистов Анчишина, Барменкова, Герасина в октябре добились рекордного пробега – более 15 тысяч километров. Это было гигантским достижением фаянсовских железнодорожников в масштабах страны, безусловной победой. Инициатива передовых рабочих – кольцевой метод – в течение 1936 года широко распространилась на стальных магистралях. Паровозное депо Фаянсовая, где Грохотов стал уже начальником, по праву было пионером и маяком соревнования сети железных дорог Союза. Другим достижением паровозников с Фаянсовой стало вождение тяжеловесных составов. С. Я. Грохотов и здесь приложил свое умение, талант руководителя для широкого внедрения метода в повседневную практику. Его последователями стали лучшие машинисты депо И. Боровиков, Н. Герасин, С. Коротков, А. Музалевский и многие другие. В нашем депо появились свои орденоносцы, и первым из них стал в 1936 году С. Грохотов, награжденный орденом Трудового Красного Знамени. К началу войны десятки фаянсовских паровозников имели престижные правительственные награды. Не меньше ценились наркомовские – знаки «Почетный железнодорожник», «Ударнику сталинского призыва», «Отличники» по профессиям и т. д. Как бы мы ни относились к трудовым достижениям советских людей довоенного десятилетия, к стахановскому движению, в современных условиях разрухи народного хозяйства становится очевидным, что именно упорным, самоотверженным трудом рабочего класса были заложены основы индустрии, позволившие стране стать великой державой. Разумеется, все теперь отчетливо понимаем, что в условиях тоталитарного общества и полицейско-бюрократического режима энтузиазм масс во многом объяснялся политическими репрессиями, обстановкой террора и психологией страха. Однако это не вся и даже не половина правды: массами людей двигала искренняя вера в лучшее будущее, стремление построить «рай на земле». Хоть и наивная это была вера, но она помогала людям жить, преодолевать повседневные тяготы и лишения. …После Фаянсовой в биографии Грохотова было кратковременное руководство двумя паровозными депо в Курской области. В августе 1938 г. он был зачислен студентом транспортной академии им. Сталина в Москве. Сему обстоятельству способствовали многие факторы, прежде всего, личное знакомство с «железным» наркомом Лазарем Кагановичем, возглавлявшим в 30-е годы железнодорожное ведомство. Участвуя в январе 1937 года в работе XVII Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов, Грохотов с группой других делегатов был на приеме у наркома. И с тех пор попал в номенклатуру наркомата. Закончив теоретический курс академии, Степан Яковлевич возвращается назад в Фаянсовую и становится заместителем начальника паровозного отдела в отделении дороги. Здесь он встретил начало войны, организовывал эвакуацию депо и других узловых предприятий, а после освобождения Кирова в январе 1942 – восстановление паровозного хозяйства. …Затем служил на Куйбышевской дороге, в депо Сухиничи и Брест. А с марта 1952 г. и до выхода на пенсию вновь трудился в родном фаянсовском узле – как в отделении дороги, так и на линейных станциях. Но через несколько месяцев «конторской» деятельности старый железнодорожник опять занял свое место с правой стороны кабины паровоза и подал гудок к отправлению. Водил грузовые составы, пассажирские поезда, честно выполнял профессиональные обязанности. Время для него словно остановилось на 30-х годах – то был его взлет, его звездный час. Затем на Фаянсовой гремели имена других машинистов – Солнцева, молодого Речицкого, всходила звезда Павла Паршукова, в ближайшем будущем – единственного среди транспортников области Героя Соцтруда. Они выдвигали трудовые почины, боролись за их внедрение, помогали отстающим. …Судьба Грохотова в полной мере отразила тот противоречивый период советской истории, который мы называем временем индустриализации. Возможно, надо благодарить судьбу за то, что отблески огня истории оставили след на этом человеке, который всю жизнь был просто честным тружеником, преданным своему делу и Родине.
А. А. Бауэр
Категория: История ж.д. транспорта | Добавил: Gladius (22.06.2010)
Просмотров: 1577 | Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
249440 Калужская обл., 
г. Киров, ул. Ленина, 1

Директор музея:
Б
ауэр
Андрей
А
натольевич
Председатель регионального
отделения Русского
Географического общества

тел. (48456)56659
т/ф (48456)56902

моб 89605249055
kikm@mail.ru


В размещаемой в Интернете
 информации с сайта
 
обязательна ссылка
на //kirmuseum.ucoz.ru
!!!
храм александра невского

Храм Александра Невского


герб города

Герб города


храм рождества богородицы

Храм рождества богородицы


Старый завод

Старый завод


валютный информер
О
сновной(неполный) перечень музеев Калужской области


Боровский историко-архитектурный музей
Военно-исторический музей "Зайцева гора"
Военно-исторический музей "Ильинские рубежи"
Военно-исторический музей 1941-1945 гг. "Кременки"
Калужский городской музей Боевой Славы
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского
Государственный музей маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Дом-музей К.Э.Циолковского
Жиздринский районный историко-краеведческий музей
Калужский областной краеведческий музей
Калужский областной художественный музей
Кировский городской историко-краеведческий музей
Козельский краеведческий музей с отделом "Оптина пустынь"
Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года
Малоярославецкий историко-краеведческий музей
Мосальский краеведческий музей
Музей "Поисковые работы"
Музей истории УВД Калужской области
Музей истории города Обнинска
Музей строителей Обнинска
Музей ремесла, архитектуры и быта
Музейный комплекс "Полотняный завод"
Тарусский краеведческий музей
Тарусский музей семьи Цветаевых
Тарутинский военно-исторический музей 1812 года
Юхновский районный краеведческий музей
Базовые заводы г.Кирова
Если вы едете в отпуск в Турцию, то можно просмотреть инфу отели турции. Неужели можно придумать подарок лучше, чем звезду на небе?!
Такая возможность для вас купить звезду
только у нас.
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz