Даже беглый взгляд на карту нашей области позволяет сделать вывод о том, что Калужский край имеет весьма густую железнодорожную сеть: по территории проходят 5 железнодорожных магистралей, в пределах области имеется 5 железнодорожных узлов – Калужский, Сухиничский, Фаянсовский, Занозненский и Козельский. Это больше, чем в соседних с нами областях: в Брянской области лишь 4 железнодорожных узла, столько же в Тульской области; в Смоленской их 3, а в Орловской вообще 2.
Однако следует иметь в виду, что территориальные границы области совершенно не совпадали с границами Калужского отделения Московской железной дороги. Так, например, участок дороги Брянск – Москва, лежащий в пределах области к северу от Малоярославца, обслуживало Московско-Смоленское отделение; участок западнее Спас-Деменска – Смоленское, а восточнее Козельска – Тульское отделение.
При этом определенные участки железных дорог, лежащих за пределами области, находились в ведении Калужского отделения. Так, участок от ст. Бетлица до ст. Аселье, проходящий по территории аж двух (Смоленской и Брянской) областей обслуживало Калужское отделение. Или участок от ст. Вязьма-Брянская до Угрюмова, проходящий по Смоленщине и т. д.
С реорганизацией Калужского отделения в 1996 г. железные дороги области оказались и вовсе «разорванными» между тремя различными ведомствами в составе Московской железной дороги – Московско-Смоленским, Смоленским и Брянским отделениями. Кроме того, небольшие участки железных дорог на востоке области обслуживаются Тульским отделением.
В период работы Калужского отделения на его территории существовало 4 локомотивных депо – 3 основных и 1 оборотное, обслуживавших железнодорожные пути области. Основное депо Калуга работало на тепловозной тяге и обслуживало участки Калуга – Вязьма, Калуга – Алексин – Тула и Калуга – Спас-Деменск. Основной парк локомотивов здесь составляли пассажирские тепловозы серии ТЭП60 и грузовые 2М62. Основное депо Фаянсовая также было тепловозным и обслуживало участки от Вязьмы до Брянска и от Калуги до Рославля (данные на момент реорганизации отделения (1996 г.). Приписной парк здесь был представлен теми же сериями локомотивов, что и в депо Калуга.
Основное электровозное депо Малоярославец работало с электровозами ВЛ-8 и ВЛ-10 на участках от ст. Поварово до ст. Сухиничи-Главные с пассажирскими и грузовыми поездами.
Оборотное электровозное депо Сухиничи-Главные обслуживало локомотивы ЧС7 депо Москва – Киевская, обращавшиеся на участке от Москвы до Сухиничей с пассажирскими поездами и электровозы ЧСУт приписки Киевского локомотивного депо Юго-Западной железной дороги, обращавшиеся на участке от Брянска до Сухиничей.
Кроме того, некоторые железные дороги нашей области обслуживались локомотивами других отделений Московской дороги. Так, участок Сухиничи – Смоленск обслуживали тепловозы ТЭП60 Смоленского локомотивного депо; участок Сухиничи – Белев обслуживался тепловозами ТЭЗ, а позднее – 2М62 депо Белев Тульского отделения; на участке Сухиничи – Тула работали тепловозы серии 2ТЭ10м Узловского локомотивного депо.
Всего на территории области к моменту реорганизации Калужского отделения имелось 70 станций – самых различных как по объему выполняемой работы, так и по числу путей. Крупными (участковыми) станциями являлись: Калуга-1, Сухиничи-Главные, Сухиничи-Узловые, Фаянсовая, Малоярославец. Выделялись также крупные промежуточные станции Козельск и Спас-Деменск.
В среднем, на 1 кв. км территории области приходится 0,03 км железнодорожных путей, что несколько выше, чем в соседней Брянской и особенно в Смоленской области, но при этом немного ниже, чем в Тульской и значительно ниже, чем в Московской области.
Железные дороги на территории области строились в разное время и по разным причинам.
Первой железной дорогой на территории современной области явился участок Сызрано-Вяземской железной дороги от ст. Угрюмово до ст. Средняя, движение по которой открылось 15 декабря 1874 г. Дорога эта строилась на средства акционерного общества, но затем была передана в ведение казенного управления. Дорога была построена с целью соединить западные пограничные пункты России (выход через Вязьму) с Заволжьем (ст. Батраки), а через него – с Сибирью и Средней Азией. В Калуге располагалось управление этой дороги. В наше время этот участок обслуживался локомотивным депо Калуга. На небольшом протяжении от Муратовки до Калуги – I эта железная дорога электрифицирована.
В 1899 г. на территории области вступили в строй сразу две железные дороги – Московско – Киево – Воронежская и Рязано – Уральская (обе частные), образовав своим пересечением Сухиничский железнодорожный узел.
Первая магистраль сегодня является технически наиболее оснащенной в области: на всем протяжении области она электрифицирована, имеет два главных пути. Объем перевозок по ней наиболее значителен. Эта железная дорога соединяет Москву со столицей Украины – Киевом, а также Львовом, Одессой, Черновцами и другими городами Украины и Брянском.
Вторая железная дорога пролегает субширотно: с северо-запада на юго-восток. Целью ее строительства являлось обслуживание хлебного экспорта через порты Балтийского моря – Ригу и Либаву, а также связь запада России с Нижним Поволжьем. В пределах нынешней области дорога прошла через Козельск и Спас-Деменск. В последнем было обустроено оборотное паровозное депо, действовавшее вплоть до конца 1970-х гг. Дорога однопутная, работает на тепловозной тяге.
Интересно отметить следующее обстоятельство. Железные дороги, которые строились разными компаниями, обществами или ведомствами, как правило, между собою не стыковались: так в пределах Калужской губернии Московско – Киево – Воронежская железная дорога прошла, «не соприкоснувшись» с построенной ранее Сызрано – Вяземской. Пересечение получилось глухое, и узел не образовался. И уже позднее, в советское время, когда железные дороги стали общенародным достоянием, эту проблему пришлось решать: были построены соединительные пути от Тихоновой Пустыни до Муратовки, что дало возможность калужанам «поворачивать» на Москву, а в 1929 году была открыта станция Горенская, соединенная также с Муратовкой. Это дало выход из Калуги на Сухиничи и Спас-Деменск. Таким образом, вместо одного узла пришлось соорудить три – Муратовка, Тихонова Пустынь и Горенская. Сама же Калуга, по сути, узлом так и не стала.
Такие случаи на железных дореволюционных дорогах России происходили довольно часто. Подобные «пересечения» и «соединения» встречаются на двух станциях Ржев (Белорусский и Балтийский), двух Павельцах (Тульский и Сызранский), двух Касторных (Курская и Восточная) и др. Причина такого явления лежит на поверхности: каждая компания заботилась только о себе, о собственной выгоде, а удобства пассажиров при пересадке с одной дороги на другую никого не интересовали. Вот и приходилось затем спустя десятилетия соединять между собою уже построенные дороги…
В 1905-1915 гг. от Лихвина (ныне г. Чекалин Тульской области) был проложен узкоколейный путь на Тулу. Этот путь изначально строился как подъездной, для связи с глубинными уездами Тульской и Калужской губернии. Ныне эта железная дорога, частично разобранная, а частично перешитая на широкую колею, полностью находится в пределах Тульской области.
Дальнейший этап железнодорожного строительства на территории нынешней области был связан со строительством Фаянсовского железнодорожного узла, в котором пересеклись железные дороги двух направлений: север-юг (магистраль Вязьма – Брянск, движение открыто в декабре 1933 г.) и восток-запад (магистраль Сухиничи – Рославль, движение открыто в августе 1935 г.). Обе эти железные дороги однопутные (хотя вторая магистраль строилась в расчете на 2 пути) с тепловозной тягой.
Магистраль Вязьма – Брянск пересекает западную часть области, проходя через города Киров и Людиново. Дорога связывает Санкт-Петербург с югом России – Северным Кавказом, украинским Крымом кратчайшим путем, минуя Москву.
Железная дорога Сухиничи – Рославль изначально проектировалась и строилась как военно-стратегическая: она кратчайшим путем связала центр России (Калугу, Москву) с западом – Барановичами и Белостоком. Интересно, что при каждом узле на этой дороге была построена «вспомогательная станция» - своего рода запасной парк: так у Рославля появился его тезка Рославль II, у Кричева – Кричев II, у Могилева – сразу два: Могилев II и III. Была построена такая станция (а точнее разъезд) и близ Фаянсовой, в 3 км от нее к востоку, и называлась она 105 км. Ныне здесь даже не останавливаются матрисы, и мало кто заметит место, где когда-то пролегал второй путь станции…
Перед самой войной потребовалось продлить линию от Сухиничей на восток до Тулы. Так возникла идея в нескольких местах перешить на широкую колею Лихвинскую узкоколейку, а частично построить новую линию. Ныне это однопутная линия, работающая на тепловозной тяге, идущая от Козельска к Туле через Плеханово. Таким образом, уже в 1941 г., к началу Великой Отечественной войны, Тула – «кузница оружия» - была надежно связана с Западом по кратчайшему расстоянию. К этому же времени относится строительство железнодорожного обхода – окружной железной дороги вокруг Сухиничей (ныне не действует) – от Кредитного до Избавли.
Есть на территории нашей области еще одна железная дорога – так называемая Полпинская железнодорожная ветка, обслуживаемая Брянским отделением и не имеющая связи с остальными железными дорогами области. Проложена она была, скорее всего, в конце 1920-х гг., т. к. точные данные по открытию станций на ней в официальных источниках отсутствуют. Строилась она из чисто практических соображений – для вывоза леса с прилегающих к ней территорий – Ульяновского и Хвастовичского районов, а также доставки грузов на Еленский и Дудоровский стекольные заводы. Прошла эта ветка от ст. Полпинская через пос. Еленский до Дудоровского. До поры до времени на этой ветке было только грузовое движение. Сегодня по ней осуществляются и пассажирские перевозки.
Итак, наиболее интенсивный объем работы в пределах Калужской области имеют железные дороги мередианального или субмеридианального простирания (Москва – Брянск и Вязьма – Брянск), именно по ним перемещаются сегодня основные грузо- и пассажиропотоки. Широтные же пути сегодня являются малодеятельными, однако и они выполняют определенный объем работы, решая важные народнохозяйственные задачи.
Протяженность железных дорог в пределах области:
1. Москва – Брянск – 267,5 км
2. Вязьма – Брянск – 95 км
3. Смоленск – Белев – 175,5 км
4. Козельск – Тула – 28,5 км
5. Вязьма – Тула – 154 км
6. Сухиничи – Рославль – 111,5 + обход 17 км = 128,5
Итого: 849 км
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
249440 Калужская обл., г. Киров, ул. Ленина, 1 Директор музея: Бауэр Андрей Анатольевич Председатель регионального отделения Русского Географического общества
В размещаемой в Интернете информации с сайта обязательна ссылка на //kirmuseum.ucoz.ru!!!
Храм Александра Невского
Герб города
Храм рождества богородицы
Старый завод
Основной(неполный) перечень музеев Калужской области
Боровский историко-архитектурный музей
Военно-исторический музей "Зайцева гора"
Военно-исторический музей "Ильинские рубежи"
Военно-исторический музей 1941-1945 гг. "Кременки"
Калужский городской музей Боевой Славы
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского
Государственный музей маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Дом-музей К.Э.Циолковского
Жиздринский районный историко-краеведческий музей
Калужский областной краеведческий музей
Калужский областной художественный музей
Кировский городской историко-краеведческий музей
Козельский краеведческий музей с отделом "Оптина пустынь"
Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года
Малоярославецкий историко-краеведческий музей
Мосальский краеведческий музей
Музей "Поисковые работы"
Музей истории УВД Калужской области
Музей истории города Обнинска
Музей строителей Обнинска
Музей ремесла, архитектуры и быта
Музейный комплекс "Полотняный завод"
Тарусский краеведческий музей
Тарусский музей семьи Цветаевых
Тарутинский военно-исторический музей 1812 года
Юхновский районный краеведческий музей
Базовые заводы г.Кирова
Если вы едете в отпуск в Турцию, то можно просмотреть инфу отели турции. Неужели можно придумать подарок лучше, чем звезду на небе?!
Такая возможность для вас купить звезду только у нас.