М. Н. Елесина
(рук.), Е. Герасимова,
А. Борисова
Цель
данного исследования - выявить и показать через знакомый каждому человеку
обычный предмет обихода - полотенце, как вещь-образ, нравственное,
эстетическое, философское начало
народной жизни, раскрыть содержание этого образа для современников.
«Полотенце - полотнище белой льняной ткани
длиной от 70 до 300 см, шириной от 39 до 45 см», (12, с. 239). Оно является
древнейшим атрибутом жизни восточных славян и часто становится музейным
экспонатом и объектом изучения в исследовательских работах этнографов и
искусствоведов. Мы обратили внимание на полотенца, хранящиеся у наших
односельчан, и постарались зафиксировать случаи их использования в семейно - бытовой обрядности.
Самые главные обряды жизненного цикла
(родины, свадьбы, похороны) всегда находились в ведении старух: они всегда «всё
знают» и других поучают. Причём сфера
ритуальной деятельности женщины расширялась постепенно по мере изменения её
возрастного статуса: от лица, на которое
был направлен ритуал (девушка-пряха, невеста, молодуха, роженица), к лицу, за
ритуал отвечающему (сваха, повитуха, плакальщица, читалка, знахарка). И на всех
этапах жизненного пути женщины, начиная с рождения, при выполнении различных
ритуалов постоянно используется полотенце, которое и само по себе является
продуктом только женского труда (выращивания льна, его обработки, прядения, тканья, отбеливания холста, его
украшения).
В восточнославянской мифологии
сохранились сведения о верховном женском
божестве, олицетворяемом с образом Матери - сырой земли, т.е. земли в единстве
с водой, плодородием, женским домашним хозяйством - Макоши (в переводе
«мокрая», «прядущая»). Она следит за мироустройством, за соблюдением обычаев,
обрядов. Но в первую очередь, Макошь - божество-пряха, её, по народным
поверьям, представляли женщиной с длинными руками, большой головой и с
распущенными волосами, считали, что от неё зависят судьбы обитателей дома.
С ХII-ХIII вв.
христианская Параскева-Пятница пришла на смену могущественной богине судьбы и
плодородия - Макоши, которая прядёт нить жизни, поэтому она тоже считается покровительницей
прядильщиц. Женская фигура с поднятыми вверх руками, символизирующая Богиню,
дарующую живительную влагу и предвещающая счастливую девичью судьбу вышивалась
на рушниках ещё совсем недавно (фото 1).
Нелегка женская доля. За день старательная
мастерица-пряха на самопрялке могла
навить 200-300 метров нити. На одно
же полотенце уходит около полторы тысячи
метров нити. А холст ещё и выткать надо. Самое большое количество холста
уходило на изготовление полотенец.
Чистота духовная и телесная неотделимы
друг от друга, также как дух
и тело. При умывании в семье пользовались
полотенцами обыденными,
мало
украшенными, называли их по-разному: рукотереем, утиральником, утиркой,
рукотёром, ручником, ширинкой. Концы
праздничных рушников богато украшали
ткаными или вышитыми узорами и вязаными кружевами.
Полотенце – это оберег главный от
рождения до того дня, когда, как говорят старушки: «Господь к себе призовёт».
Принимали ребёнка при родах на белую тонкую холстинку. После рождения ребёнка
крестили. Существовал особый обряд для приглашения кумовьёв: отец ребёнка
приносил будущим крёстным родителям хлеб-соль, завёрнутые в полотенце, с
просьбой принять их и ввести младенца в крещёную веру. Крёстная мать должна
подарить новорождённому кусок тонкого холста «на ризки», на которые принимали
крещеного ребёнка из купели, и готовила полотенце для священника. Батюшка
вытирает им руки после опускания ребёнка в купель.
Иногда полотенце с магическими
узорами-оберегами использовали как полог
над люлькой младенца.
Постепенное включение молодёжи в жизнь
общины параллельно процессам, происходящим в природе. Время обработки льна
начиналось осенью и продолжалось в течение всей зимы и ранней весны, на это
время выпадает и время свадеб, т.е. время
зачатия будущего потомства. Свадьба - переход из одного статуса в другой, это
ритуальная смерть человека и его
возрождение в новом физиологическом, психологическом и социальном статусе.
Для женщины замужество, уход из своей
семьи и переход в семью мужа, являлось поворотным событием в жизни. Поэтому
девушка готовилась к нему с 8-12 лет - надо успеть напрясть ниток, соткать
холстину, отбелить, да вышить «…в дар гостям 30, а в зажиточных семьях до 60
рушников; самый нарядный она готовила жениху и этот «дар» жених надевал к
венцу, заткнув его за пояс. (Гамаюнщина Калужского района), (21,
с.138-139). По результатам её труда
новая родня оценивала её качества как молодой хозяйки, мастерицы: насколько она
трудолюбива, терпелива, усидчива, работяща, усердна, рукодельная. В свадебных
песнях пелось так:
«Чарочка
круговая
«Плакала Маринушка,
Пошла
пировати,
Плакала Гавриловна,
Красная
Маринушка К
сундуку привпадала:
Стала
даровати
- Я не год и не два пряла,
Шитыми
да ширинками, И не
неделюшку ткала,
Тонкими
да полотнами….»; Не лето
белила,
А за час раздарила». (17, с.32)
Самое
красивое - жениху в знак согласия на брак (фото 2); рукобитное - два полотенца,
сшитые вместе, служащее для покрытия рук сватов при договоре сватовства от
нечистой силы, могущей уговор нарушить.
Рушником «вязали» вместе руки жениха и невесты, когда сговор состоялся.
В
красивом рушнике отправляла в дар будущей свекрови специальный хлеб невеста -
сговорёнка. Нарядными рушниками, богато расшитыми «петухами», «павлинами»,
цветами, «вазонами», убирали хату (фото 3). Рушниками украшали дуги лошадей, на
которых везли молодых в церковь венчаться. На рушник становились новобрачные
при совершении обряда венчания. Родители молодых благословляли иконой,
окаймленной рушником, встречали хлебом - солью на рушнике. К свадебному столу
всё на полотенцах подавали, вышитых невестой с подругами. А стол накрывали
столешницей-скатертью из двух полотенец, расшитых красными узорами, украшенных
кружевами, соединенных кружевной мережкой, символизирующих объединение мужа и
жены в семью. Считалось, что одно полотенце мужнино, другое жены. И если
случалась беда: кто-то из них умирал, её надвое разрывали и одну половину в
гроб клали умершему.
Из всех семейных обрядов именно
похоронный меньше всего подвергся изменениям. Похоронный обряд - это переход
через безвременье, благодаря которому совершается уход из жизни и вновь приход
в неё в другой сущности. Любой мёртвый человек воспринимался как носитель
смертного начала, опасного для всех окружающих. Поэтому смерть человека, проводы
его из одного мира в другой были обставлены похоронными ритуалами и обрядами, в
которых постоянно используются полотенца.
В
день смерти рушник за окно вывешивали в доме, где кто-то умер. Полотенцами
закрывали зеркала, покрывали рамы с фотографиями, божницу, вывешивали в
простенках между окнами. На окно стелили рушник, на него ставили канун:
определённый набор продуктов и свечку.
Читалке
– место на столе устилается рушником под церковные книги,
иконку, тоже с рушником, свечу в подсвечнике, хлеб, мёд и прочее. Покойнику вешается на левую руку в гробу
утиральник - полотенце. После выноса покойника из дома застилается лавка или
табуретка (место «души» покойника) и стоит 40 дней. Обычай «замещения места»
покойного рушником служит препятствием возвращения покойника. Существовала раньше традиция дарения рушников
«под шею» всем мужчинам-родственникам, пришедшим на похороны проводить
покойного в последний путь (фото 4).
Известно, что в старину пожилые женщины носили полотенце в качестве
головного убора, повязывая его поверх кички и головного платка. Назывался он
«убрус». «Так клали в гроб - в кичке и убрусе» (21, с. 84). Из суеверных
соображений старались не переносить гроб на руках, для этого повсеместно у нас
используются длинные полотенца, «концы»
для выноса гроба и опускания его в
могилу. При выносе покойника из дома в
прошлом «…человеку, который первым встретил похоронную процессию, вручали
краюху хлеба, завёрнутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы
«первый встречный» помолился за умершего, а умерший в свою очередь первым
встретил на том свете принявшего хлеб» (11, с. 84). После похорон рушник вешают
на могильный крест на кладбище (фото 5).
«Окно
в иной мир» - в него превращалось окно дома
на сороковины -
поминки
на 40-й день. За окно выпускается один конец рушника, другой оставался в доме
на лавке. Это символизирует дорогу для души умершего.
На
40 дней выносят табуретку, устеленную рушником на улицу, провожать «душу». На
ней: кисель, печенье, просвирка, свечка, иконка. Родные отходят от неё по
дороге в сторону кладбища и проводят обряд прощания с покойным: становятся на
колени, просят прощения у покойного, причитают, проводят перекрывание дороги
рушником, чтобы покойник не возвращался.
Рушник
с вышивкой чёрными нитками постилается под поминальную еду на могиле на 3-й,
9-й, иногда 20-й, 40-й день, в дни родительских суббот, религиозных праздников,
когда родственники посещают могилу (фото 6).
Анализируя собранные материалы, можно
утверждать, что полотенце сохраняет свою повседневную утилитарную функцию как
бытовой предмет, в праздники выполняет декоративную функцию, а в
семейно-бытовых обрядах играет культовую роль как ритуальный предмет особой
важности.
Т.е.
до сих пор, наряду с христианскими традициями, в обрядах сохранились отголоски
языческих верований во враждебное противостояние своего и чужого, мира живых и
мира мёртвых, которые проявляются в действиях, совершаемых с полотенцами: они
выполняют функцию жертвенного приношения - «дара», с целью умилостивить
враждебную сторону или оберега – защиты
от вредоносного влияния потусторонних сил. Полотенца воспринимаются как
связующее звено между миром живых и загробным миром или олицетворяются с
«душами предков», могущими повлиять на земную жизнь своих потомков. В настоящее
время никто не занимается домашним ткачеством. Запасы холста, наготовленные
предыдущими поколениями, постепенно утрачиваются.
Уходит из быта русского человека
«полотняный фольклор», как называл народную вышивку известный
исследователь-этнограф Б. А. Рыбаков. На рушниках появились вышивки с
архитектурными мотивами (фото 7, 8). Кто-то из рукодельниц вышивает магазинные
«вафельные» полотенца. В обрядах рушники заменяются магазинными полотенцами с
набивным узором и используются всё реже.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Бауэр А.А., Бармёнков Д.А., Зайцев А.Е. Песочня, Неручь, Желтоухи…
Топонимика Кировского района Калужской
области: Опыт словаря. - Калуга, 2005.
2.
Буенок А. Народные праздники и обряды. - СПб.: ООО «Изд. «Тригон», 2004.
3.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. -
М., 1990.
4.
Песоченский историко-археологический сборник, вып. 3, ч. 3., Киров, 1997.
5.
Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. - М., 1998.
6.
Родная старина. Материалы 1-й научно-практической конференции по проблемам сохранения и
развития фольклора Калужской области. - Калуга, 1995.
7.
Родная старина. Материалы II и III научно-практических
конференций по проблемам сохранения и развития фольклора. - Калуга, 2001.
8.
Рожнова П. Радоница: Русский народный календарь. - М., 1992.
9. Рейли М.В. Истоки жизни: русские обряды и
традиции. - СПб., 2002.
10.
Русский национальный календарь. 2006 /Сост. Н.Е. Екимчева. - М., 2005.
11.
Русский православный обряд погребения /Сост. П. Кузьменко. - М., 1996.
12.
Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия
/Авт.- сост. Н. Соснина, И. Шангина.-
СПб., 1999.
13.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1994.
14.
Сафонова Г.Б. Народная вышивка Калужского края: Каталог коллекции Калужского краеведческого музея. - Калуга,
1994.
15.
Свадьба. От традиции к современности /Сост. Берсеньева К.Г. - М., 2005.
16.
Сельский окоём: Известия Кировского регионального отделения научного и
культурно-просветительского общества «Энциклопедия российских деревень» /Сост.
Бауэр А.А., Вып.1, 2. - Киров, 2003, 2005.
17.
Старинная севская свадьба /Сост.
Славянина О.А. - М., 1978.
18.
Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1991.
19.
Угодский Завод и его окрестности. Очерки прошлого /Сост. И.В. Грин, Н.Ф.
Трубецкая. - Калуга, 2005.
20.
Фольклор Калужской губернии в записях и публикациях ХIХ - начала ХХ вв. Вып.1:
Народные обряды и поэзия /Сост. Н.М. Ведерникова //Русская традиционная
культура, №№ 4-5. - М., 1997.
21.
Шереметева М.Е. Все венки да поверх воды. Тула, 1984.
22.
Шведов Г. Материалы Каргопольской
экспедиции РГГУ//Живая старина, 1996, № 1, с. 47-49.
23.
Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов /Сост.
Г.М. Науменко. - М., 1998.
СПИСОК ИНФОРМАНТОВ:
1.
Акимова (Арсеева в девичестве) Наталья Стефановна, 1933 г. рожд., пос.
Жерновец, вышла замуж в д. Малая Песочня (Большеречка).
2.
Акимова Татьяна Сергеевна, 1963 г. рожд., д. Косичино.
3.
Дорохова (Гаврикова в девичестве) Пелагея Павловна, 1939 г. рожд., д. Кузнецы,
вышла замуж в д. Большие Савки.
4.
Ромахина (в девичестве Шашкова) Мария Ивановна, 1943 г. рожд., д. Большие
Желтоухи, вышла замуж в с. Покров.
5.
Климанова Валентина Николаевна, 1950 г. рожд., д. Большие Желтоухи.
6.
Белова (в девичестве Прохоровская) Татьяна Ивановна, 1936 г. р., г. Киров (
Жилино).
7.
Саничева Полина Павловна, 1912 г. рожд., д. Лосиное.
8.
Осипова Мария Степановна, 1927 г. рожд., д. Косичино.
|