г. Киров
Воскресенье, 01.12.2024, 12:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Калужская обл.Кировский историко-краеведческий музей
Главная Каталог статейРегистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Этнография [3]
Форма входа
Поиск
храм



Старый завод

Вид на плотину


Никольский храм п. Жилино

Никольский храм п. Жилино


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Этнография » Этнография

Дубровские краснопевы

Место расположения современного села Дуброво люди выбрали для проживания ещё в первой половине 1 тыс. н.э., что подтверждают археологические раскопки, [1,с.86].

Кто и в каком количестве проживал на нашей территории мы можем узнать из статистических данных 18-20 веков: например, в 1859 г. здесь было 48 дворов с 229 мужчинами и 237 женщинами, а в 1914 г. в нём зарегистрировано 305 человек мужского пола и 318 - женского; в 1926 году имелось 94 двора, 496 жителей. Скупые статистические данные архивных документов дают представление об отнесении этой местности к различным административно-территориальным центрам в разное время: 1780 г. - сельцо Дуброво относилось к Серпейскому уезду Калужской губернии; 1859 г. - к Жиздринскому уезду Калужской губернии; в 1876 – 1917 гг. - к Мамоновской волости Жиздринского уезда Калужской губернии; в 1920 г. село Дуброво в составе Мамоновской волости Жиздринского уезда вошло в Брянскую губернию, являлось волостным центром, [2, с.96 –114]; в 1926 г. - оно входило в состав Песоченской волости Бежицкого уезда Брянской губернии. С 1944 г. и по сей день село Дуброво - в составе Кировского района Калужской области.

О владельцах данных земель нашлись сведения только с конца XVIII века и начала XIX: в XVIII веке 4454 десятины принадлежали Л.Н. и Д.Н. Шепелевым, а в XIX веке - 3974 десятины, 600 душ - Л.Г. Голицыну (с 1854 г.), а потом его наследнице княжне Голицыной.

Старожилы деревни, которые ходили в детский садик, организованный ею для крестьянских детей в начале ХХ в., до сих пор вспоминают с благодарностью эту просвещённую, добрую и милосердную госпожу. Она увлекалась разведением редких деревьев, кустарников и цветов. Именно княжна заложила в имении две красивые аллеи: берёзовую (в сторону деревни Раменка; срублена немцами в годы войны) и дубовую (в сторону деревни Натарово), которая сохранилась по сей день (рис.1).

Наверное, в память об этой местной достопримечательности был назван «Дубравушкой» фольклорный ансамбль, в котором соединили свои голоса дубровские краснопевы (1907 - 1938 г. рождения): Прохоровская Татьяна Павловна, Романова Татьяна Алексеевна, Моисеева Пелагея Никитична, Желнова Мария Дмитриевна, Жарикова (Майорова) Мария Петровна, Васёнкова Анна Ивановна, Пухтеева Елизавета Семёновна, сёстры Гришкова Надежда Павловна и Астахова (Гришкова) Александра Павловна.

Они родились в то время, когда любой человек мог подойти на посиделках к группе поющих и, подсев к ним, даже не зная слов, вплести свой голос в общую мелодию, подстроить его в лад. Получалось удивительно красиво.

Предыдущие поколения владели чувством гармонии и потому могли создавать песенные шедевры, которые не под силу даже профессиональным музыкантам, знающим законы этой гармонии. То был результат сохранения и развития многовековых традиций.

На фотографии 1913 года, запечатлевшей типичный момент народного праздника, хорошо видно, что дубровские женщины, в традиционных для того времени костюмах (южнорусский комплекс: рубаха, понёва, сукня, повойник, подшальник), водят круговой хоровод. Маленькие дети с интересом наблюдают за их действиями (рис.2).

Народные традиции дубровских бабушек и дедушек продолжили простые труженицы, овладевшие искусством вдохновенного исполнения старинной русской песни, в жизни которых были и тяжёлый бесконечный труд, и бедствия от пожаров во время покоса на летнюю Казанскую (1920, 1948 гг., когда сгорало почти полсела), и сиротская, вдовья доля после I и II войн с немцами.

Талантливые народные певицы ансамбля «Дубравушка» из этого поколения.

Очень нелегки и типичны судьбы наших дорогих певуний: у каждой в жизни было своё горе и вместе с тем оно было и общее: вместе со всем русским крестьянством пережиты ими гражданская война, продналоги, продразвёрстки, коллективизация и раскулачивание, голод, фашистская оккупация. Работали всегда много. Очень уставали, но звуки гармошки, песни помогали справиться с усталостью. Они говорили: «Песню сыграть, что водицы живой глотнуть». И песни помогли им жизнь прожить – большую, тяжелую.

Несмотря на возраст, пережитые тяготы, эти женщины не состарились душой и сберегли в своём сердце родную песню во всём её многообразии.

Они не дали сгинуть многим бесценным образцам народных творений. Интуитивно понимали, что старинные песни нужны и нам, их внукам и правнукам, как во все века нужны они были каждому русскому человеку.

Лидия Русланова, знаменитая певица и знаток народного творчества,

так распределяла по жанрам русскую песню: «…памятные, богатырские, молодецкие, разбойничьи, былины, старины, новины, плачи, заплачки, подблюдные, думы, протяжные, заунывные, весёлые, игровые, круговые, хороводные, плясовые, балагурные, бурлацкие, скоморошьи, обрядные, свадебные, гулевые, бабьи, посиделковые», [7, с.142]. И любую из них она могла исполнить, потому что знала их с раннего детства, проведённого в саратовской деревне. Такими же знатоками песни были и участницы нашего ансамбля

(рис.3).

Русская песня всегда утверждала высокую духовность народа, красоту и гармоничность мира, поклонение Отечеству.

Долгое время одним из источников, в котором черпались основы морали, была песня. В её образцах мы можем проследить, как воспитывались с малых лет чувство ответственности за судьбы Отечества и близких, доброта и верность, боль, сочувствие, искренность, подчёркивалась нерасторжимая связь с природой. Народные любовные песни воспевали любовь длительную и верную, создавали высокое представление о любви как о глубоком чувстве. Такие песни издавна входили в репертуар дубровских женщин.

Почти каждый год наезжали в Дуброво любительские и профессиональные экспедиционные группы, записывали песни, изучали народный костюм и другие детали быта и удивлялись талантливости, богатству, щедрости души, безотказности и доброте русских крестьянок, восхищались поразительной глубиной их самодеятельного творчества.

Музыкальный фольклор села Дуброво, расположенного на западе Калужской области (бассейн реки Болвы), является специфическим слиянием западно- и южнорусских традиций.

О традиционном фольклоре села Дуброво, возникшем на рубеже двух мощных локальных стилей, его исследователь Е. Кустовский говорил, что он «образовал довольно необычный сплав традиций, сплав, лишённый малейшей эклектики». В этом специфика и ценность народных песен дубровцев [18 а].

В 80-90-е годы, под руководством работников клуба Хрипачёвой А. И. и Ивановой Н.Д., фольклорный коллектив «Дубравушка» неоднократно выступал перед земляками, успешно представлял свой район и завоёвывал престижные награды и дипломы в области и столице на фестивалях народного творчества, поражая слушателей красотой и мощью голосов, мастерством владения многоголосным вариативным исполнением.

В серии "Поют и играют народные исполнители" фирма "Мелодия" в 1978 году выпустила грампластинку с записями исполнения девяти местных протяжных, хороводных, плясовых песен фольклорным ансамблем [18 а].

Анализируя особенности записанных от дубровцев песен, специалисты-музыканты обнаружили следующие закономерности: протяжные песни («Ты, рассизенький мой голубочек», «Полно солнышку из-за леса рано светить», «Взойди-ка ты, солнце», «У нас раным-раненько по зарям», и более поздние - «Потеряла я колечко», «Гуляла девушка во поле») содержат в своей ладовой основе квартовую интонацию, что указывает на их несомненную связь с соседствующей смоленской традицией протяжной песни.

Как и на Смоленщине, исполнение протяжных песен в селе Дуброво приурочено к определённому времени года – их называют «летними» ("Ты, рассизенький мой голубочек", "Полно солнышку из-за лесу рано светить", «Потеряла я колечко»), «осенними» («Гуляла девушка во поле»).

Хороводные песни ("Не в батюшку, не в матушку сыночек уродился") также примыкают к южнорусскому стилю, прежде всего своей приуроченностью. Они исполняются летом, во время Троицких гуляний (рис.4).

В Кировском районе существует наибольшее разнообразие вариантов напева песни «Потеряла я колечко». Вариант дубровцев так же отличается от общеизвестного, как и от вариантов, существующих в соседних деревнях Кировского района (Якимово, Выползово и др.).

Близость южнорусской традиции расцветила местный фольклор яркой эмоциональной окраской, характерным звонким тембром голосов.

Плясовые песни («На улице огонь горит», «Голова свет – головушка») отличаются от южнорусских лишь сравнительной статичностью мелодической линии и двухголосной основой в фактуре.

Репертуар же ансамбля был намного богаче представленного на пластинке.

Талантливых исполнителей первого состава ансамбля, родившихся в 1907- 1917 годы, чьи голоса звучат на пластинке, мы не застали в живых (Прохоровскую Т.П., Романову Т.А., Моисееву П.Н., Пухтееву Е.С., Гришкову Н.П. и др.). Безвозвратно утеряна традиция аккомпанемента в плясовых песнях на травянистых дудках – кугиклах, которой они владели.

Более "молодые" участницы ансамбля, с которыми нам приходилось встречаться, - Васенкова Анна Ивановна, Жарикова Мария Петровна и, особенно, Астахова Александра Павловна, если позволяло здоровье, ещё долго выступали в сельском клубе, на районных народных праздниках. Они исполняли песни на все случаи жизни, особенно, связанные со свадебными обрядами (рис.5).

«Концертные» костюмы - это одежда их молодости (состояла из рубахи, понёвы, красной занавески с рукавами, повойника, платка, ожерелка из бус) (рис.6).

Астахова Александра Павловна (в девичестве Гришкова) родилась в многодетной трудолюбивой и песенной семье. В те времена во всех семьях было по 5-7 детей.

Мать Матрёна Семёновна играла на дудках - кугиклах, хорошо пела и плясала. Незаметно и все пять дочерей переняли её искусство пения. Специально петь не учились. Долгими зимними вечерами вся семья собиралась вместе. Каждый выполнял какую - то работу: ткали, пряли, вышивали, вязали или чистили картошку. Мать запевала, а девочки тут же подхватывали, сливая свои голоса в дружный хор.

А ещё часто слушали старших исполнительниц на праздниках, свадьбах, на покосе. Так и сформировался удивительный и обширный репертуар народной певицы.

Такова же история обучения пению у всех других участниц ансамбля.

В настоящее время (ноябрь 2006 г.) в живых мы застали в Дуброве только одного представителя ансамбля первого состава: Желнову Марию Дмитриевну.

Ансамбль «Дубравушка» в своём нынешнем составе (его активисты: Конойко А.В. - дочь Жариковой Марии Петровны, Шкаренкова Е.И., Паламарчук Л.Н.) исполняет только некоторые песни из богатейшего репертуара первого состава ансамбля, [VII, рис.2].

Младшая детская группа ансамбля с удовольствием участвует в фольклорных праздниках и поёт старинные колядки на святки (рис.7).

Выезжая в фольклорно-этнографические экспедиции в с. Дуброво в 2000 - 2003 гг., мы записали от Астаховой А.П., Васёнковой А.И. интересные образцы детского и игрового фольклора (список прилагается), которые взяли в репертуар фольклорного театра «Кошурка» Дома детского творчества.

Библиография:

1. Бауэр А.А., Антонова Ж.П. Гордиться славою предков. Киров, 2003.

  1. Бауэр А.А., Барменков Д.А. Песочня, Неручь, Желтоухи…,К., 2005.
  2. Бирюков Ю.Е. Песня далёкая и близкая. М., 1987.
  3. Живая вода / Сост.С.Н. Новиков. М., 1990.

5. Калужский фольклор / Сост. Ермаченко А.В.,Тула,1979.

6. Киреевский П.В. Собрание народных песен. Тула, 1986.

7. Лидия Русланова в воспоминаниях современников. /Сост. Л. Г. Булгак, Ф. В. Мишин. М., 1981.

8. Певучая Россия / Сост. Т.А. Синицина. М., 1988.

9. Родники Калужские. Калуга, ОНМЦНТ, 1990.

10. Русское народное поэтическое творчество / Сост. Померанцева Э.В. и Минц С.М.,1963.

11. Русская советская эстрада 1930-1945 /Под ред. Уварова Е.Д.. М., 1936.

12. Серов А.В. Избранные статьи. Т.1.- М., 1958.

13. Скороходов Г. Звёзды советской эстрады. М.,1986.

14. Фольклор Калужской губернии.19-начало 20 вв. Вып. 1 и 2. -М., 1997.

15. Щуров В.М. Песня. Традиция. Память. М., 1987.

16. "Народное творчество", журнал, 2003 – 2006 гг.

17. "Живая старина", журнал, 2005 г.

18. Архив фольклорного театра «Кошурка»:

а). Пластинка «Поют народные исполнители», Мелодия, 1978;

б). Этнографические записи 1990-2006 г.

Приложение:

Список песен, записанных в с. Дуброво Кировского района:

1. «Что не йдешь?» (хороводная).

2. «Открывайте ворота» (игровая).

3. «У ворот - воротичках» (хороводная).

4. «Селезень утку гонял в закутку» (игровая).

5. «Сахар-вахар, четвертак» (потешка).

6. «Король» (игровая, поцелуйная).

7. «Коляда» (святочная).

8. «Ходит Илья на Василья» (святочная).

9. «Чья это пашня пахана?» (хороводная).

10. «Верной наш колодец» (хороводная).

11. «Хрен-хрен, яровой хрен» (игровая).

12. «Чёрненький, маленький» (плясовая).

Юрина Н.,

Елесина М. Н.

(научный руководитель)

Категория: Этнография | Добавил: Gladius (28.06.2010)
Просмотров: 3667 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
249440 Калужская обл., 
г. Киров, ул. Ленина, 1

Директор музея:
Б
ауэр
Андрей
А
натольевич
Председатель регионального
отделения Русского
Географического общества

тел. (48456)56659
т/ф (48456)56902

моб 89605249055
kikm@mail.ru


В размещаемой в Интернете
 информации с сайта
 
обязательна ссылка
на //kirmuseum.ucoz.ru
!!!
храм александра невского

Храм Александра Невского


герб города

Герб города


храм рождества богородицы

Храм рождества богородицы


Старый завод

Старый завод


валютный информер
О
сновной(неполный) перечень музеев Калужской области


Боровский историко-архитектурный музей
Военно-исторический музей "Зайцева гора"
Военно-исторический музей "Ильинские рубежи"
Военно-исторический музей 1941-1945 гг. "Кременки"
Калужский городской музей Боевой Славы
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского
Государственный музей маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Дом-музей К.Э.Циолковского
Жиздринский районный историко-краеведческий музей
Калужский областной краеведческий музей
Калужский областной художественный музей
Кировский городской историко-краеведческий музей
Козельский краеведческий музей с отделом "Оптина пустынь"
Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года
Малоярославецкий историко-краеведческий музей
Мосальский краеведческий музей
Музей "Поисковые работы"
Музей истории УВД Калужской области
Музей истории города Обнинска
Музей строителей Обнинска
Музей ремесла, архитектуры и быта
Музейный комплекс "Полотняный завод"
Тарусский краеведческий музей
Тарусский музей семьи Цветаевых
Тарутинский военно-исторический музей 1812 года
Юхновский районный краеведческий музей
Базовые заводы г.Кирова
Если вы едете в отпуск в Турцию, то можно просмотреть инфу отели турции. Неужели можно придумать подарок лучше, чем звезду на небе?!
Такая возможность для вас купить звезду
только у нас.
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz