Место расположения современного села Дуброво люди выбрали для проживания ещё в первой половине 1 тыс. н.э., что
подтверждают археологические раскопки, [1,с.86].
Кто и в каком количестве проживал на нашей территории мы
можем узнать из статистических данных 18-20 веков: например,
в 1859 г. здесь было 48 дворов с 229
мужчинами и 237 женщинами, а в 1914 г. в нём зарегистрировано 305 человек
мужского пола и 318 - женского; в 1926 году имелось 94 двора, 496 жителей.
Скупые статистические данные архивных документов дают представление об
отнесении этой местности к различным административно-территориальным центрам в
разное время: 1780 г. - сельцо Дуброво относилось к
Серпейскому уезду Калужской губернии; 1859 г. - к
Жиздринскому уезду Калужской губернии; в 1876 – 1917 гг. - к Мамоновской
волости Жиздринского уезда Калужской губернии; в 1920 г. село Дуброво в составе Мамоновской
волости Жиздринского уезда вошло в Брянскую губернию, являлось волостным
центром, [2, с.96 –114]; в 1926 г. - оно входило в состав Песоченской
волости Бежицкого уезда Брянской губернии. С 1944 г. и по сей день село Дуброво
- в составе Кировского района Калужской
области.
О владельцах данных земель нашлись сведения только с конца XVIII века и начала XIX: в XVIII веке 4454 десятины принадлежали Л.Н.
и Д.Н. Шепелевым, а в XIX веке - 3974 десятины,
600 душ - Л.Г. Голицыну (с 1854 г.), а потом его наследнице княжне
Голицыной.
Старожилы деревни, которые ходили в детский садик,
организованный ею для крестьянских детей в начале ХХ в., до сих пор вспоминают
с благодарностью эту просвещённую, добрую и милосердную госпожу. Она увлекалась
разведением редких деревьев, кустарников и цветов. Именно княжна заложила в
имении две красивые аллеи: берёзовую (в сторону
деревни Раменка; срублена немцами в годы войны) и дубовую (в сторону деревни Натарово), которая
сохранилась по сей день (рис.1).
Наверное, в память об этой местной достопримечательности был
назван «Дубравушкой» фольклорный ансамбль, в котором соединили свои голоса дубровские краснопевы (1907 - 1938 г. рождения): Прохоровская Татьяна
Павловна, Романова Татьяна Алексеевна, Моисеева Пелагея Никитична, Желнова
Мария Дмитриевна, Жарикова (Майорова) Мария Петровна, Васёнкова Анна Ивановна,
Пухтеева Елизавета Семёновна, сёстры Гришкова Надежда Павловна и Астахова
(Гришкова) Александра Павловна.
Они родились в то
время, когда любой человек мог подойти на посиделках к группе поющих и, подсев
к ним, даже не зная слов, вплести свой голос в общую мелодию, подстроить его в
лад. Получалось удивительно красиво.
Предыдущие поколения владели чувством гармонии и потому могли
создавать песенные шедевры, которые не под силу даже профессиональным
музыкантам, знающим законы этой гармонии. То был результат сохранения и
развития многовековых традиций.
На фотографии 1913 года, запечатлевшей типичный момент
народного праздника, хорошо видно, что дубровские женщины, в традиционных для
того времени костюмах (южнорусский комплекс: рубаха, понёва, сукня, повойник,
подшальник), водят круговой хоровод. Маленькие дети с интересом наблюдают за их
действиями (рис.2).
Народные традиции дубровских бабушек и дедушек продолжили
простые труженицы, овладевшие искусством вдохновенного исполнения старинной
русской песни, в жизни которых были и
тяжёлый бесконечный труд, и бедствия от пожаров во время покоса на
летнюю Казанскую (1920, 1948 гг., когда сгорало почти полсела), и сиротская,
вдовья доля после I и II войн с немцами.
Талантливые народные певицы ансамбля «Дубравушка» из этого
поколения.
Очень нелегки и типичны судьбы наших дорогих певуний: у
каждой в жизни было своё горе и вместе с тем оно было и общее: вместе со всем
русским крестьянством пережиты ими гражданская война, продналоги,
продразвёрстки, коллективизация и раскулачивание, голод, фашистская оккупация.
Работали всегда много. Очень уставали, но звуки гармошки, песни помогали
справиться с усталостью. Они говорили: «Песню сыграть, что водицы живой
глотнуть». И песни помогли им жизнь
прожить – большую, тяжелую.
Несмотря на возраст, пережитые тяготы, эти женщины не
состарились душой и сберегли в своём
сердце родную песню во всём её
многообразии.
Они не дали сгинуть многим бесценным образцам народных
творений. Интуитивно понимали, что старинные песни нужны и нам, их внукам и
правнукам, как во все века нужны они
были каждому русскому человеку.
Лидия Русланова, знаменитая певица и знаток народного
творчества,
так распределяла по жанрам русскую песню: «…памятные,
богатырские, молодецкие, разбойничьи, былины, старины, новины, плачи, заплачки,
подблюдные, думы, протяжные, заунывные, весёлые, игровые, круговые, хороводные,
плясовые, балагурные, бурлацкие, скоморошьи, обрядные, свадебные, гулевые,
бабьи, посиделковые», [7, с.142]. И любую из них она могла исполнить, потому
что знала их с раннего детства, проведённого в саратовской деревне. Такими же
знатоками песни были и участницы нашего ансамбля
(рис.3).
Русская песня всегда утверждала высокую духовность народа,
красоту и гармоничность мира, поклонение
Отечеству.
Долгое время одним из источников, в котором черпались основы
морали, была песня. В её образцах мы можем проследить, как воспитывались с
малых лет чувство ответственности за судьбы Отечества и близких, доброта и
верность, боль, сочувствие, искренность, подчёркивалась нерасторжимая связь с
природой. Народные любовные песни воспевали любовь длительную и верную,
создавали высокое представление о любви как о глубоком чувстве. Такие песни
издавна входили в репертуар дубровских женщин.
Почти каждый год наезжали в Дуброво любительские и
профессиональные экспедиционные группы,
записывали песни, изучали народный костюм и другие детали быта и удивлялись талантливости, богатству, щедрости
души, безотказности и доброте русских крестьянок, восхищались поразительной
глубиной их самодеятельного творчества.
Музыкальный
фольклор села Дуброво, расположенного на
западе Калужской области (бассейн реки Болвы), является специфическим слиянием
западно- и южнорусских традиций.
О традиционном фольклоре села Дуброво, возникшем на рубеже
двух мощных локальных стилей, его исследователь Е. Кустовский говорил, что он
«образовал довольно необычный сплав традиций, сплав, лишённый малейшей
эклектики». В этом специфика и ценность народных песен дубровцев [18 а].
В 80-90-е годы, под руководством работников клуба Хрипачёвой
А. И. и Ивановой Н.Д., фольклорный коллектив «Дубравушка» неоднократно выступал
перед земляками, успешно представлял свой район и завоёвывал престижные награды
и дипломы в области и столице на
фестивалях народного творчества, поражая слушателей красотой и мощью голосов,
мастерством владения многоголосным вариативным исполнением.
В серии "Поют и играют народные исполнители" фирма "Мелодия" в 1978 году
выпустила грампластинку с записями исполнения девяти местных протяжных,
хороводных, плясовых песен фольклорным ансамблем [18 а].
Анализируя особенности записанных от дубровцев песен,
специалисты-музыканты обнаружили следующие закономерности: протяжные песни
(«Ты, рассизенький мой голубочек», «Полно солнышку из-за леса рано светить»,
«Взойди-ка ты, солнце», «У нас раным-раненько по зарям», и более поздние - «Потеряла я колечко»,
«Гуляла девушка во поле») содержат в своей ладовой основе квартовую интонацию,
что указывает на их несомненную связь с соседствующей смоленской традицией
протяжной песни.
Как и на Смоленщине, исполнение протяжных песен в селе
Дуброво приурочено к определённому времени года – их называют «летними»
("Ты, рассизенький мой голубочек", "Полно солнышку из-за лесу
рано светить", «Потеряла я колечко»), «осенними» («Гуляла девушка во поле»).
Хороводные песни ("Не в батюшку, не в матушку сыночек
уродился") также примыкают к южнорусскому стилю, прежде всего своей
приуроченностью. Они исполняются летом, во время Троицких гуляний (рис.4).
В Кировском районе существует наибольшее разнообразие
вариантов напева песни «Потеряла я колечко». Вариант дубровцев так же отличается от общеизвестного, как и от
вариантов, существующих в соседних деревнях Кировского района (Якимово, Выползово
и др.).
Близость южнорусской традиции расцветила местный фольклор
яркой эмоциональной окраской, характерным звонким тембром голосов.
Плясовые песни («На улице огонь горит», «Голова свет –
головушка») отличаются от южнорусских лишь сравнительной статичностью
мелодической линии и двухголосной основой в фактуре.
Репертуар же ансамбля был намного богаче представленного на
пластинке.
Талантливых исполнителей первого состава ансамбля, родившихся
в 1907- 1917 годы, чьи голоса звучат на пластинке, мы не застали в живых
(Прохоровскую Т.П., Романову Т.А., Моисееву П.Н., Пухтееву Е.С., Гришкову Н.П. и др.).
Безвозвратно утеряна традиция аккомпанемента в плясовых песнях на травянистых
дудках – кугиклах, которой они владели.
Более "молодые" участницы ансамбля, с которыми нам
приходилось встречаться, - Васенкова
Анна Ивановна, Жарикова Мария Петровна и, особенно, Астахова Александра
Павловна, если позволяло здоровье, ещё долго выступали в сельском клубе, на
районных народных праздниках. Они исполняли песни на все случаи жизни, особенно,
связанные со свадебными обрядами (рис.5).
«Концертные» костюмы -
это одежда их молодости (состояла из рубахи, понёвы, красной занавески с
рукавами, повойника, платка, ожерелка из бус) (рис.6).
Астахова Александра Павловна (в девичестве Гришкова) родилась
в многодетной трудолюбивой и песенной семье. В те времена во всех семьях было
по 5-7 детей.
Мать Матрёна Семёновна
играла на дудках - кугиклах, хорошо пела и плясала. Незаметно и все пять
дочерей переняли её искусство пения. Специально петь не учились. Долгими
зимними вечерами вся семья собиралась вместе.
Каждый выполнял какую - то работу: ткали, пряли, вышивали, вязали или
чистили картошку. Мать запевала, а девочки тут же подхватывали, сливая свои
голоса в дружный хор.
А ещё часто слушали старших исполнительниц на праздниках,
свадьбах, на покосе. Так и сформировался удивительный и обширный репертуар
народной певицы.
Такова же история обучения пению у всех других участниц
ансамбля.
В настоящее время (ноябрь 2006 г.) в живых мы застали в Дуброве только
одного представителя ансамбля первого состава: Желнову Марию Дмитриевну.
Ансамбль «Дубравушка»
в своём нынешнем составе (его активисты: Конойко А.В. - дочь Жариковой Марии
Петровны, Шкаренкова Е.И., Паламарчук Л.Н.) исполняет только некоторые песни из
богатейшего репертуара первого состава ансамбля, [VII, рис.2].
Младшая детская группа
ансамбля с удовольствием участвует в фольклорных праздниках и поёт старинные колядки на святки (рис.7).
Выезжая в фольклорно-этнографические экспедиции в с. Дуброво
в 2000 - 2003 гг., мы записали от
Астаховой А.П., Васёнковой А.И. интересные образцы детского и игрового фольклора (список прилагается),
которые взяли в репертуар фольклорного
театра «Кошурка» Дома детского творчества.
Библиография:
1. Бауэр А.А., Антонова Ж.П. Гордиться славою предков. Киров, 2003.
- Бауэр
А.А., Барменков Д.А. Песочня, Неручь, Желтоухи…,К., 2005.
- Бирюков Ю.Е. Песня далёкая и близкая. М.,
1987.
- Живая
вода / Сост.С.Н. Новиков. М., 1990.
5. Калужский фольклор / Сост. Ермаченко А.В.,Тула,1979.
6. Киреевский П.В. Собрание народных песен.
Тула, 1986.
7. Лидия Русланова в воспоминаниях
современников. /Сост. Л. Г. Булгак, Ф. В. Мишин. М., 1981.
8. Певучая Россия / Сост. Т.А. Синицина. М.,
1988.
9. Родники Калужские. Калуга, ОНМЦНТ, 1990.
10.
Русское народное поэтическое творчество / Сост. Померанцева Э.В. и
Минц С.М.,1963.
11. Русская советская эстрада 1930-1945 /Под ред.
Уварова Е.Д.. М., 1936.
12. Серов А.В. Избранные
статьи. Т.1.- М., 1958.
13. Скороходов Г. Звёзды советской эстрады.
М.,1986.
14. Фольклор Калужской
губернии.19-начало 20 вв. Вып. 1 и 2. -М., 1997.
15. Щуров В.М. Песня.
Традиция. Память. М., 1987.
16. "Народное творчество", журнал, 2003
– 2006 гг.
17. "Живая
старина", журнал, 2005 г.
18. Архив фольклорного театра «Кошурка»:
а). Пластинка «Поют народные
исполнители», Мелодия, 1978;
б). Этнографические записи 1990-2006 г.
Приложение:
Список песен, записанных в с. Дуброво Кировского района:
1. «Что не йдешь?» (хороводная).
2. «Открывайте ворота» (игровая).
3. «У ворот - воротичках»
(хороводная).
4. «Селезень утку гонял в закутку»
(игровая).
5. «Сахар-вахар, четвертак»
(потешка).
6.
«Король» (игровая, поцелуйная).
7. «Коляда» (святочная).
8. «Ходит Илья на Василья»
(святочная).
9. «Чья это пашня пахана?»
(хороводная).
10. «Верной наш колодец»
(хороводная).
11. «Хрен-хрен, яровой хрен»
(игровая).
12. «Чёрненький, маленький» (плясовая).
Юрина Н.,
Елесина М. Н.
(научный руководитель)
|