Именно так называют свои ежегодные экспедиции сотрудники Кировского музея и его внештатный актив – члены местного отделения Русского Географического общества. Экспедиции эти комплексные – автомобильные, велосипедные и пешеходные – проводятся в места, где в девятнадцатом веке подвизался отшельник, подвижник христианского благочестия, схииеродиакон Мелхиседек (в миру купеческий сын Максим из города Сумы; годы жизни 1715-1840), а в начале 20 века появился мужской монастырь.
Нынешняя экспедиция состоялась в предпоследний день апреля, в ее составе были директор музея Андрей Бауэр, краеведы, члены РГО Владимир Жуков и Олег Никитин. Конкретными целями экспедиции были: уточнение на местности размеров и архитектурных форм каменного собора монастыря, от которого остались незначительные руины (фундамент и небольшие фрагменты стен), а также благоустройство подхода к монастырю и поиск новых артефактов.
Начали с благоустройства: с помощью топоров были сооружены из бревен два мостка через безымянные ручьи, текущие вдоль бывшего поселка Гурики в реку Песочня, несколько десятков метров заболоченной поймы ручья загатили сучьями и ветками, поставили вешки для паломников – по многим следам видно, что это место изредка посещается людьми. Теперь к могиле старца Мелхиседека и постройкам (вернее, их остаткам) бывшего монастыря проложена от Гурикова поселка хоть какая-никакая дорога.
Участники экспедиции в очередной раз внимательно осмотрели руины каменного монастырского храма и пришли к выводу, что он был двухапсидным и весьма объемным. Не очень точная глазомерная съемка и шаговые измерения показали примерные размеры здания длиной 30 и шириной 10 метров. Однако более точное измерение можно будет произвести только после вскрытия сохранившихся фундаментов.
Благодаря тому, что самодеятельными копателями в недавнем времени был вскрыт земляной холм справа от могилы старца, удалось локализовать место нахождения другого каменного здания монастыря – братского корпуса. Фундаменты его не сохранились, но в земле в обилии были найдены обломки кирпича, в том числе огнеупорного от печей, а также фрагменты изразцов, фарфоровой посуды, части металлических связей и др. Был найден стеклянный пузырёк от лампадного масла, скорее всего, мальцовского производства.
Далее путешественники осмотрели еще один памятник, в самой первой экспедиции ошибочно принятый за собственно монастырь. По дополнительно собранным сведениям, этот объект, расположенный также на возвышенном правом берегу реки Песочня, теперь уже однозначно локализован нами как остатки углеобжигательных печей капитальной формы строительства, т.е. они были построены из кирпича и действовали всесезонно. Исследователи выдвинули рабочую гипотезу о том, что в этих печах обжигался также, уже в начале 20 века, кирпич для монастырских построек.
Выполнив намеченное, путешественники решили возвращаться в город не привычным путем через Анновку – Верхнюю Песочню и Жилино, а по так называемому «монашескому большаку», лесной дороге, идущей прямо от гуриковских печей до деревни Малые Савки. Эта дорога изредка использовалась охотниками, копателями, грибниками, а в некоторых частях – как лесовозная. Несмотря на запущенность и варварские вырубки отдельные участков прилегающего в большаку леса, она вполне проходимая для пеших путешествий и сохраняет во многом вокруг себя все еще девственную природу.
Изучение этого интересного историко-культурного феномена будет продолжено.
Кузьма Виноградов.
|