г. Киров
Среда, 24.04.2024, 07:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Калужская обл.Кировский историко-краеведческий музей
Главная Каталог статейРегистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Прочие интересные статьи о музеях и не только [4]
Форма входа
Поиск
храм



Старый завод

Вид на плотину


Никольский храм п. Жилино

Никольский храм п. Жилино


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Прочие статьи о музеях и не только » Прочие интересные статьи о музеях и не только

В славной плеяде кузнецовских предприятий

В славной плеяде кузнецовских предприятий

Вошедшая в 1894 году вместе с другими мальцовскими предприятиями в состав Акционерного общества мальцовских заводов (АОМЗ), Песоченская фаянсовая фабрика в конце XIX века оказалась в упадке: выпускалось всего полтора десятка наименований изделий из белого фаянса, со сбытом которого были трудности. Фарфоро-фаянсовые конкуренты уже давно оставили позади мальцовский фаянс, завоевав на отраслевом рынке передовые позиции. Песоченской фабрике требовались коренная реконструкция, переход на выпуск новых изделий и резкое расширение ассортимента с учетом требований рынка, диктат на котором уже давно устанавливали товары кузнецовских заводов и фабрик.

В этих условиях правление АОМЗ приняло единственно правильное решение – найти такого хозяина, который мог бы обновить и вывести его на новый уровень. С предложением об аренде Песоченской фабрики в марте 1899 года мальцовские акционеры обратились к товариществу производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, владевшему в России шестью заводами и выпускавшему более половины всего русского фарфора и фаянса (1). Предполагалось сдать в аренду фабрику со всеми постройками, движимым имуществом и готовым товаром. Однако условия аренды со стороны АОМЗ сперва не совсем устроили владельцев товарищества М.С. Кузнецова, то есть самого Матвея Сидоровича и его сыновей, которые входили в состав правления фирмы. Но в результате переговоров обе стороны пришли к согласию, и 9 мая 1899 года товарищество М.С. Кузнецова заключило договор с АОМЗ об аренде Песоченской фабрики на 24 года. Арендная плата выплачивалась по 12 тысяч рублей в год (в течение первых четырех лет) равными долями трижды в год. Затем годовая арендная плата увеличивалась до 18 тысяч рублей, причем арендатор обязывался уплачивать все сборы, налоги и повинности (2).

Управляющий фабрикой был во время заключения договора Чернышов (позже его сменил А.В. Савостьянов), заведующим хозяйством документы называют Александра Артуровича Левоневского, мастером Николая Александровича Андросова, на приемке материалов – Афанасия Сергеевича Лапушкина, скульптором – Ивана Петровича Ипатова, заведующим живописной мастерской и хромолитографией – Александра Ивановича Шишагина, зав. магазином готовых изделий – Алексея Сергеевича Лапушкина. При Кузнецовых Алексей Сергеевич сделал успешную карьеру – в 1909 году стал управляющим фабрикой и оставался им более 15 лет.

В договоре аренды товарищество М.С. Кузнецова обязалось увеличить годовое производство через три года в три раза, доведя его до 120 тысяч рублей. Арендатор получал право пользоваться залежами глины и песка на землях АОМЗ по 2 коп. за пуд. От мальцовского общества было принято по описи следующее недвижимое имущество фабрики: двухэтажных кирпичных зданий – шесть, одноэтажных кирпичных – два, две кирпичные мельницы, новое здание для механической формовки, всего строений на 60814 рублей. Также арендаторам было передано: сырых материалов на 24489 руб., красок различных на 1285 руб., мебели на 73 рубля. Дров хвойных пород продано товариществу 18 тысяч кубических саженей по 8 рублей за сажень. Вместе с фабрикой продавалась белая посуда мальцовского фасона в количестве 16 видов изделий, правда, количество и сумма этой посуды в документах не указана.

 

МАТВЕЙ СИДОРОВИЧ КУЗНЕЦОВ: из биографии

Родился 2 августа (ст. ст.) 1846 г. в дер. Новохаритонове Бронницкого уезда Московской губернии в старообрядческой семье. Воспитание получил домашнее, с 15 лет проходил обучение производству на отцовской фарфоровой фабрике в Риге. В возрасте 18 лет, после смерти отца, Сидора Терентьевича, вступил в управление делами, сначала под попечительством взрослых родственников, а с 1867 года – самостоятельно. Получив в наследство три завода (в Дулеве, Риге и дер. Короткой), Матвей Сидорович постепенно скупает еще ряд известных керамических предприятий – Ауэрбаха в Тверской губернии, Гарднера в Дмитровском уезде Московской губернии, Рыбинский завод Рахманова и Карякина, строит два завода в Славянске и Будах Харьковской губернии. С 1 января 1889 г. начинает действовать Товарищество М.С. Кузнецова с основным капиталом в 3 млн. рублей.

Матвей Сидорович имел семь сыновей и две дочери, причем все сыновья с ранних лет были приобщены к предпринимательской деятельности и помогали отцу в управлении делами конкретных фабрик и в целом – товарищества. М.С. Кузнецов имел звание Потомственного Почетного Гражданина (1870), Коммерции Советника (1882), награжден орденами Станислава 3 степени и Анны 3 степени (1883, 1887), высочайшими благодарностями, несколько десятилетий был поставщиком Двора Его Императорского Величества и пользовался правом изображения на выпускаемых товарах государственного герба.

Кузнецовские предприятия в конце XIX  века выпускали около половины от объема производства всей русской керамической промышленности – до 50 млн. штук посуды. Годовой оборот фирмы достигал к началу мировой войны четырех и более миллионов рублей при количестве рабочих до 10 тысяч  человек. Кузнецовская посуда высочайшего качества и разнообразных  форм завоевала не только российский рынок, но и успешно осваивала восточные страны – Китай, Персию, Афганистан, Турцию.

Умер М.С. Кузнецов в феврале 1911 г. и похоронен  на старообрядческом Рогожском кладбище в Москве (3).

 

ХХХ

 

Окончательно Песоченская фабрика была приобретена в собственность кузнецовского товарищества в марте 1911 года, уже после смерти Матвея Сидоровича. Процесс покупки фабрики также был длительным и сложным: первый проект о продаже фабрики товариществу датирован июнем 1909 года, а окончательный договор о покупке фабрики был зафиксирован купчей крепостью от 1 марта 1911 года и утвержден петербургским нотариусом Ивашкевичем. Сумма денег, что просили мальцовские акционеры за песоченскую фабрику, за это время снизилась с 400 тысяч до 211 тысяч рублей (4).

За эту сумму кузнецовское товарищество получило в селе Песоченский Завод два участка земли: 25 десятин под лесом, а 41 десятину составляли участки под постройками фабрики. Все движимое имущество фабрики, в том числе машины и оборудование, отмечалось в документе, уже на момент покупки земли под фабрикой, принадлежали товариществу Кузнецова. То есть, фактически, в 1911 году Кузнецов уже приобрел в Песочне только производственные помещения и землю (5).

Купчую крепость о покупке Песоченской фабрики оформлял и подписывал его старший сын, ставший после смерти отца главой фирмы, Николай Матвеевич Кузнецов. Летом 1911 года он побывал в Песочне, осмотрел фабрику и сфотографировался на память вместе со всеми рабочими и служащими фабрики на крутом берегу заводского пруда (ныне Нижнее озеро). Эти фотографии еще есть в личных архивах потомков песоченских мастеровых, личных коллекциях и фондах городского музея.

За почти двадцатилетний период аренды и собственности товарищество осуществляет постоянную модернизацию и реконструкцию производства: в 1900-1911 годах были построены новые кирпичные здания живописной мастерской, главной конторы, магазина готовых изделий. В 1912 году начато строительство нового четырехэтажного литейно-точильного цеха из железобетона, однако в связи с начавшейся мировой войной он был пущен только в середине 1917 года. Все здания строились из кирпича своего производства (кирпичный завод помещался в районе нынешней улицы Октябрьской, близ старого растворного узла АО «Кировстрой». Кроме того фабрика имела свой лесопильный завод близ деревни Анновка. Основные виды сырья – глина и песок – поставлялись с ближних мест – окрестных сел и деревень Жиздринского уезда. Среди поставщиков были как и крестьяне, так и местные землевладельцы – помещик Реутт, владелец эмалировочных производств Богдан Молль. Качественная глуховская глина, бура, шпат, кварц, мел доставлялись из Украины, Финляндии. Фабрика потребляла ежегодно многие десятки пудов живописных фарфоровых красок которые закупались в Англии, Франции, Германии.

Одновременно обновлялось оборудование, появлялись электрические механизмы и станки. На 1.09.1918 года на фабрике действовало: горнов для обжига посуды – 12, для обжига кирпича – 2, муфелей для посуды – 8, печей для варки алебастра и глазури – 2. Однако все горны и муфеля, как и в предшествующий мальцовский период, работали на дровах, поэтому товарищество постоянно покупало и арендовало значительные участки земли с лесом, который шел на дрова и производство деловой древесины. Так, за 1917 год в печах фабрики было сожжено дров 2274 кубических саженей. У крестьян села Бережки и деревни Зимнички (ныне Зимницы) взяты в аренду болотистые участки земли, на которых организована добыча торфа и производство из него брикетов, также применяемых в качестве топлива при изготовлении фаянсовой посуды (6).

Численность рабочих и служащих фабрики колебалась в разное время от 600 до 800 человек. За десятилетия работы на фабрике сложилось немало семейных династий, чьи представители трудились здесь из поколения в поколение. Это Щербаковы, Саловские, Потаповы, Брынцевы, Обуховы, Гапоновы, Петуховы, Марочкины, Исаковы, Жмакины, Суравцовы, Дынины, Кирютины, Ксенофонтовы, Савиновы, Туркины, Сорокины, Кузнецовы, Пантюховы, Выходцевы, Циркины, Дукины, Егоренковы, Боривановы, Толкачевы, Блохины и многие другие.

Среднемесячная зарплата рабочих в последние дореволюционные годы колебалась в пределах 12-25 рублей для взрослых мужчин, 10-20 рублей для женщин и 5-10 рублей для подростков. В условиях повышения цен на продукты питания в 1916-1917 годах Правление товарищества регулярно увеличивало зарплату служащих, а также отдельные расценки за единицу готовых изделий рабочим. Так, с 1 января 1917 года прибавка к жалованью составила от 30 до 50 процентов, а в целом за год прибавка к зарплате в связи с инфляцией составляла от 75 до 140 процентов к уровню предшествующего периода (7). Хотя песоченские мастеровые имели неплохой уровень жизни даже по сравнению с рабочими Москвы, Петербурга, других крупных промышленных центров, рисовать картину жизни и труда на фабрике как непрестанный благостный покой, всеобщее счастье, было бы совершенно неверно. Разумеется, между управляющим персоналом предприятия и рядовыми рабочими время от времени возникали трудовые конфликты, но все они развивались под лозунгом повышения зарплаты или тарифных расценок и не выходили из сферы экономических отношений. Согласно документам, в «кузнецовский» период на фабрике произошло две забастовки: в июне 1907 года и в декабре 1915 годов. В первом случае бастовали рабочие при поливных горнах (из общего числа рабочих фабрики прекратили работу 72 человека). Получая месячное содержание в 30 рублей, они потребовали платить им 35 рублей за горн, однако управляющий фабрикой поднял расценку до 32 рублей, чем бастовавшие удовлетворились и вернулись к работе.

А 28 декабря 1915 года рабочие точильщики со своими подручными (общим числом 188 человек), придя после праздников на работу, заявили требование повысить зарплату на 30-50 процентов или уменьшить цены на продукты в заводской лавке, а также не вычитать из заработка стоимость бракованной продукции. На фабрику приехал из Калуги старший фабричный инспектор и в присутствии управляющего стал разбираться в требованиях бастовавших. Оказалось, что в условиях экономического кризиса упал уровень объемов производства, сократилась выработка товара высшего качества, отсюда сократились заработки рабочих, особенно точильщиков. Разрешился конфликт в тот же день: к заработкам рабочим была сделана прибавка в 15 процентов, а также прекращена практика вычетов из заработка стоимости бракованной не по вине рабочих продукции. На этом трудовой конфликт был завершен (8).

В годы мировой войны, особенно в роковом 1917-м, как показывают многочисленные источники, рабочие и служащие фабрики имели ряд социальных льгот, о которых и не могли мечтать рабочие других предприятий: бесплатное проживание в заводских квартирах и домах, бесплатный отпуск дров по 7.25 квадратных саженей, двухнедельный оплачиваемый отпуск, одноразовые выплаты вступавшим в брак из «кассы невест», бесплатное медицинское обслуживание в заводской больнице и аптеке, выплату пособий инвалидам и семьям призванным на войну работников и ряд других (9).

Уже через несколько лет аренды на фабрике выпускалось до 2 млн. и более штук изделий на сумму до 200 тысяч рублей (см. Приложение, таблица №1). К 1914 году объем производства вырос до 3 млн. штук на сумму до 500 тысяч рублей. В прейскуранте Песоченской фабрики на 1914 год значилось, включая все фасоны и величины, 2900 различных изделий (см. Приложение, таблица №2). Одних только многопредметных сервизов на 12 и 6 персон выпускалось до десятка видов, а также производилась посуда: кувшины, миски, салатницы, масленки, компотницы, фруктовницы, соусники, горчичницы, сухарницы и корзиночки, блюда круглые, лотки, доски сырные, конфетницы, подстаканники и т.д.

Учитывая рыночную конъюнктуру, кузнецовские фабрики, в том числе и песоченская, выпускали многообразные керамические предметы для бытовых нужд: фотографические рамки, бутылки, подсвечники восьми фасонов, пепельницы, цветники  с поддонами, папиросницы, визитницы, коробки, приборы умывальные и туалетные и прочие изделия.  

Сильной стороной кузнецовского фарфора и фаянса был обильный и разнообразный декор изделий при их высочайшем качестве. В результате работы сотен мастеров на протяжении десятилетий определились устойчивые виды декора кузнецовских изделий: белый, отводка красками или золотом, ленты с золотом или без него, печать штампом по утельному черепку, пульверизаторская тень по 2-3 краски, трафарет, крытье с золотом, живописная разделка. Последняя состояла в украшении изделий различными стилизованными элементами и композициями из растительного и геометрического орнамента. Такой орнамент в промышленно-художественном обиходе назывался «агашки», а мастерицы назывались «агашечницами», «живописками», «Агафьями».

Благодаря обнаруженным в калужском архиве документам мы теперь знаем всех песоченских мастериц декора по именам и фамилиям. Среди них представители известных заводских династий, отдавших труду на фаянсовой фабрике многие десятилетия. И документ называет не только мастериц (осень 1917 г.), но и их заработок, который колебался в то время от 30 до 100 рублей. Вот имена работниц, которые имели наиболее высокий заработок и, стало быть, соответствующую производительность труда: Аграфена Ермакова, Александра Курочкина, Аграфена Пантюхова, Анна Лагузина, Ольга Ипатова, Ольга Кирютина, Анна Циркина, Матрена Твердюкова, Дарья Егоренкова, Евгения Туркина, Елена Орехова, Анастасия Семянищева, Анастасия Обухова, Федосья Ахова, Александра Бориванова, Елена Макарова, Пелагея Брынцева, Анна и Дарья Коренновы, Лидия Тарасова, Екатерина Булыгина, Александра Толкачева. Среди 136 специалистов живописного цеха было 27 мужчин, профессионализм которых позволял им иметь хороший заработок.

Ручная живописная разделка по сложности рисунков, кроме агашки, состояла из следующих типов: прозолоть, манер, полнутра, отличавшихся друг от друга белым или цветным фоном, золотой лентой по краю изделия и другими незначительными отличиями. В первом десятилетии XX  на песоченской фабрике все шире стала применяться деколькомания, т.е. наклейка на изделия сдвижных живописных картинок, что позволяло имитировать старый художественный фарфор. В деколи механический метод декорирования сочетался с подражательным характером изображения. Накануне мировой войны в серийное производство были введены изделия так называемой фотокерамики, что по мнению некоторых искусствоведов означало полнейшую деградацию художественности в керамической промышленности.

Группа художественного фаянса, выпускавшегося Песоченской фабрикой, была незначительна: медальоны 15 фасонов с лепниной, росписью и деколью, бюсты трех фасонов, камерная и настольная скульптура (фигурки разных фасонов и величин) с изображениями животных, пасхальные яйца и др.

В 1909 году на фабрике начато производство санитарно-технических изделий, выпуск которых значительно увеличился в годы мировой войны по заказам государственных ведомств и учреждений. Производилась арматура для электроосвещения, столы умывальные, писсуары, чаши  клозетные, ванны ручные и ножные, а также половая и стенная плитка, другие предметы домоустройства – плинтусы и уголки, радиаторы и т.п.

В августе 1917 года товарищество предполагало выпустить облигационный заем с тем, чтобы вложить затем средства в производство в условиях галопирующей инфляции, когда оборотных средств катастрофически не хватало. В связи с этим проводилась оценка всего недвижимого и движимого имущества товарищества. Осмотр, обмер и оценку имущества Песоченской фабрики производила оценочная комиссия в составе калужских чиновников М.Д. Михайлова, Д.Д. Троицкого, Э.Э. Клопмана, Д.Г. Кулешова. Стоимость имущества фабрики была оценена в следующих размерах: строения в 2 млн. 700 тысяч рублей, технологическое оборудование – 265 тыс. руб., технический инвентарь и обстановка производства – 182 тыс. руб., земли и леса в Жиздринском уезде – в 310 тыс. руб., а всего на 3 млн. 535 тысяч 886 рублей (10). Однако надвигающиеся в конце лета о сенью семнадцатого года события помешали выпустить этот займ и оживить производство.

Категория: Прочие интересные статьи о музеях и не только | Добавил: Gladius (28.06.2010)
Просмотров: 2885 | Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
249440 Калужская обл., 
г. Киров, ул. Ленина, 1

Директор музея:
Б
ауэр
Андрей
А
натольевич
Председатель регионального
отделения Русского
Географического общества

тел. (48456)56659
т/ф (48456)56902

моб 89605249055
kikm@mail.ru


В размещаемой в Интернете
 информации с сайта
 
обязательна ссылка
на //kirmuseum.ucoz.ru
!!!
храм александра невского

Храм Александра Невского


герб города

Герб города


храм рождества богородицы

Храм рождества богородицы


Старый завод

Старый завод


валютный информер
О
сновной(неполный) перечень музеев Калужской области


Боровский историко-архитектурный музей
Военно-исторический музей "Зайцева гора"
Военно-исторический музей "Ильинские рубежи"
Военно-исторический музей 1941-1945 гг. "Кременки"
Калужский городской музей Боевой Славы
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского
Государственный музей маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Дом-музей К.Э.Циолковского
Жиздринский районный историко-краеведческий музей
Калужский областной краеведческий музей
Калужский областной художественный музей
Кировский городской историко-краеведческий музей
Козельский краеведческий музей с отделом "Оптина пустынь"
Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года
Малоярославецкий историко-краеведческий музей
Мосальский краеведческий музей
Музей "Поисковые работы"
Музей истории УВД Калужской области
Музей истории города Обнинска
Музей строителей Обнинска
Музей ремесла, архитектуры и быта
Музейный комплекс "Полотняный завод"
Тарусский краеведческий музей
Тарусский музей семьи Цветаевых
Тарутинский военно-исторический музей 1812 года
Юхновский районный краеведческий музей
Базовые заводы г.Кирова
Если вы едете в отпуск в Турцию, то можно просмотреть инфу отели турции. Неужели можно придумать подарок лучше, чем звезду на небе?!
Такая возможность для вас купить звезду
только у нас.
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz