К 90-летию со дня рождения художника Выставка-воспоминание В конце декабря исполнилось девяносто лет со дня рождения Степана Епифановича Косенкова – мастера живописи, оставившего своим удивительным творчеством глубокий след на кировской земле и далеко за ее пределами. Эту знаменательную дату в культурной жизни нашего города и района работники историко-краеведческого музея решили отметить, организовав персональную выставку самодеятельного художника. Всего при жизни живописца таковых имело место лишь две. Третью, приуроченную к его 90-летию, музейщики готовили уже без участия самого автора. Юбилейная экспозиция собиралась почти месяц. Она формировалась из музейных фондов и частных коллекций ценителей нежных и лирических полотен, созданных воспевателем русской природы. Свои живописные сокровища на обозрение публики представили родственники – дочь Татьяна Меняйлова и внучатый племянник Вячеслав Лавреников - и давние почитатели художественного таланта коренного кировчанина – бывший инженер чугунолитейного завода Анатолий Петрович Фролкин, предприниматель Владислав Николаевич Новосельцев, археолог и нумизмат Владимир Владимирович Хухарев. И вот, после длительной подготовки состоялся долгожданный вернисаж шестидесяти пяти работ, среди которых присутствуют пейзажные, портретные и архитектурные сюжеты. Правом открыть выставку памяти воспользовался распорядитель выставочного зала музея А. Бауэр. Горячо поприветствовав многочисленную публику, собравшуюся здесь в составе взрослых и юных любителей изобразительного искусства, Андрей Анатольевич рассказал им, кто таков был Степан Косенков. Итак, Степан Епифанович родился в деревне Смирновка. Вместе с еще шестью братьями и сестрами жил в доме, построенном отцом. Как и отчего увлекся рисованием, он, занятый с малолетства тяжким крестьянским трудом, не помнил. Однако доподлинно известно, что смирновский мальчишка, заканчивая семь классов неполной средней школы, расположенной в селе Волое, уже на всю округу слыл прекрасным стенгазетным художником. Получив первые признания задатков живописца, ему мечталось об учебе в художественной школе… Но жизнь, вернее прагматичный родитель Епифан Павлович, распорядился иначе, определив сына в отходническую артель деревопильщиков и плотников. Подростку, колесящему по России и занимающемуся плотницким делом с осени и до весны, стало не досуг даже мыслить про кисти и краски. Разве только изредка и украдкой любоваться репродукциями знаменитых картин Шишкина, Репина, Васнецова, украшающих стены железнодорожных вокзалов, столовых, ночлежек, и надеяться когда-нибудь суметь передать красоту окружающего мира также реалистично. Косенкова в 1939 году призвали в армию. Служить призывник попал в артиллерийско-десантную часть. Когда началась Великая Отечественная война, с тяжелым ранением попал в плен. Пленный гнул спину и хлебал баланду в самом сердце фашистской Германии, пока не оказался в начале 1945 года вывезенным англо-американскими войсками в Англию. Находясь несколько месяцев в союзническом лагере для депортированных лиц, лишился правой, простреленной и пораженной гангреной, руки. На Родину вернулся в день Победы 9 мая. Бывший лагерный заключенный чудом избежал сталинско-бериевских репрессий. Приехав домой, Степан Епифанович встал на учет в военкомат, пошел работать в местный колхоз «Новый труд» полевым обходчиком. Созидая на благо односельчан, Косенков, наконец, смог предпринять первые робкие шаги в овладении рисунком, композицией, цветом. Однорукий самоучка берется копировать произведения мастеров, и вскоре в разрабатываемой левой руке появилась твердость и уверенность. Правда, недолго длилась обретенная Косенковым радость мирной жизни и творчества. Новое испытание в виде ложного доноса послала творцу прекрасного судьба. Степана Епифановича обвинили в антисоветской агитации и осудили на четверть века лагерей. Узник отсидел в застенках восемь лет. Ворота несправедливого узилища отворила смерть вождя народов – Сталина. Обретя свободу и полную реабилитацию, уроженец кировской земли вернулся в родные края. Поселился с семьей в Фоминичах, где неповторимая среднерусская природа и страсть к ее запечатлению оказали целительное воздействие на душевные раны художника. Год от года мастерство живописца крепло. Оно закалялось в борьбе с повседневностью, бытом, домашними хлопотами, подвигая великолепного пейзажиста и тонкого портретиста выставлять свои холсты на зрительский суд. Работы Степана Косенкова заслужили восторженные отклики зрителей на городских, районных, областных, всероссийских и всесоюзных выставках. Далее бурная выставочная деятельность свела Степана Епифановича с Домом художественного творчества Калужской области, региональной организацией Союза художников РСФСР. Через них ему удалось побывать на пленэре в Старой Ладоге и Горячем Ключе. До конца своих дней Косенков, почивший в 2001 году, сохранил в себе «жажду правды, труда и искусства». Такими словами, закончив рассказ-биографию героя вечера-воспоминания, директор музея передал слово художнику Александру Зорюкову, считающему себя учеником и последователем Степана Епифановича. Александр Васильевич поведал гостям вернисажа личные воспоминания о знакомстве с человеком, страстно увлеченным живописью, о родившейся между ними на почве единого творчества тесной дружбе и о совместных походах на этюды. Каков он, художник Косенков? Чем жил и дышал, живя на свете? Каждый житель нашего города и района может самостоятельно найти ответы на эти вопросы, посетив авторскую экспозицию. Она будет работать в течение двух месяцев.
Оксана БАРКОВА.
|